18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Души изменчивой приметы» на портретах из коллекции Карисаловых

№95
Материал из газеты

Фонд IN ARTIBUS продолжает знакомить московскую публику с отечественными частными собраниями. Сейчас в нем открыта выставка, где можно увидеть русские портреты XVIII–XIX веков

На выставках в фонде уже демонстрировались многочисленные произведения из коллекции его основателя, издателя The Art Newspaper Инны Баженовой; в 2020 году выставочное пространство на Пречистенской набережной было предоставлено под тотальную инсталляцию на основе коллекции Максима Боксера; в составе сборных выставок неоднократно были показаны работы из различных частных собраний. На этот раз фонд подготовил выставку на основе одной коллекции — мецената Михаила Карисалова, известного щедрыми дарами российским музеям (так, в Музеи Кремля перешло его собрание произведений из резной кости, а в ГМИИ имени Пушкина — античная коллекция).

В IN ARTIBUS представлены русские портреты XVIII–XIX веков, в числе авторов — первые имена отечественной живописи той эпохи: Алексей Антропов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Василий Тропинин. Не менее интересны образы русских аристократов, созданные иностранными художниками, работавшими в России начиная с петровского времени. В то время как первые русские живописцы отправились учиться за рубеж, ко двору стали активно приглашать европейских мастеров — художников из Франции, Германии и других стран. Для этого явления в отечественной искусствоведческой науке появился даже специальный термин — «россика».

Одним из первых в начале XVIII века в Россию по приглашению Петра I прибыл француз Луи Каравак. На выставке представлен портрет императрицы Елизаветы Петровны его кисти. Можно увидеть и работы других выдающихся представителей россики — Жан-Луи Вуаля, Георга Кристофа Гроота, Иоганна Баптиста Лампи Старшего, Александра Рослина, а также Джорджа Доу, создателя задуманной Александром I Военной галереи Зимнего дворца. Экспозиция, подготовленная ученым секретарем фонда доктором искусствоведения Анной Корндорф, включает 30 живописных портретов русской аристократии, а также предметы мебели, в частности бюро и секретер в стиле жакоб.

В числе изображенных на портретах персон — Павел I (тогда еще наследник престола) и его супруга Мария Федоровна, их дети великие князья Александр и Константин Павловичи, фрейлины императорского двора, государственный деятель Никита Панин, светский красавец и храбрый офицер Валериан Зубов и многие другие. Особого внимания заслуживает портрет княгини Шаховской (1785) кисти Левицкого. Еще два десятилетия назад работа в монографиях, посвященных художнику, числилась как утраченная, ее местонахождение было неизвестно, но благодаря Михаилу Карисалову портрет вернулся в Россию и регулярно участвует в музейных выставках.  

Фонд IN ARTIBUS
«Живописный портрет XVIII–XIX веков из коллекции семьи Карисаловых»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+