18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

ВХУТЕМАС в документах и картинках: по следам эпохальной выставки

№95
Материал из газеты

Каталог эпохальной выставки о ВХУТЕМАСе, прошедшей в Музее Москвы к 100-летию знаменитой кузницы авангарда, предлагает оценить и полюбить не столько результаты обучения, сколько сам процесс

Впечатляющая выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы стала одним из главных событий минувшего художественного сезона. Хотя и по ней, увы, ударила пандемия: едва открыв экспозицию в ноябре, устроители из-за повторного локдауна вынуждены были надолго прервать ее работу — публика вернулась в залы только после новогодних каникул. Задержалась и публикация каталога выставки, но сейчас он доступен для всех: и для побывавших на офлайновом показе, и для неуспевших. Кстати, людям из первой категории этот том, выпущенный издательской группой ABCdesign, можно порекомендовать почти на тех же основаниях, что и представителям второй.

Так нередко бывает с каталогами: они не передают атмосферу, царившую на выставке, не доносят очарования фактур и эффектности антуражей, зато способствуют аналитическому усвоению материала, который бывает преподнесен в них глубже, детальнее, стройнее, системнее. И не потому, что экспозиция чем-нибудь плоха, а в силу особенностей альбомного формата. Если издатели сумели в каталоге разложить все по полочкам, то и в голове это с высокой вероятностью тоже уляжется как надо.

А укладывать в память и сознание приходится многое. Увлеченным историей ВХУТЕМАСа — меньше, остальным — побольше, но практически для любого читателя здесь найдется новая информация, текстовая или визуальная. Особенно учитывая то, что экспликации на выставках традиционно прочитываются хуже, чем дома, «в стационаре», а среди изображений или объектов в экспозиционном пространстве привлекать к себе повышенное внимание могут не совсем те, у которых на это больше прав, хотя бы просто из-за размера. Грамотно составленная книга подобные перекосы восприятия легко корректирует — правда, не всегда пробуждая некоторые важные зрительские эмоции.

Так или иначе, аналитическую задачу этого проекта нельзя недооценивать. Слово «школа» в заглавии выставки и каталога не менее значимо, чем «авангард». Может быть, оно здесь даже более существенно, поскольку далеко не все экспонаты напрямую относятся именно к феномену авангарда в привычном нам понимании. Зато буквально все имеют отношение к учебному процессу, к новому типу художественного образования, который исповедовался во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе и в манифестах, и на практике. Причем среди материалов, задействованных в проекте, редко попадаются хрестоматийные произведения звездных художников. Преобладают малоизвестные работы учебного или эскизного толка и те авторы, про которых запрашивать «Википедию» порой бесполезно: их там нет совсем или они охарактеризованы по скудному минимуму.

Однако ошибочно думать, будто эти студенты оказались впоследствии неумехами и лузерами. Как раз представленные работы и демонстрируют потенциал, который не был в итоге востребован. Многих преподавателей это тоже касалось, кстати. Если вам любопытно понять, почему не задалась советская карьера, скажем, у профессора архитектуры Николая Ладовского или у живописца Александра Шевченко, попробуйте поискать ответ в каталоге. Хотя и с теми, кто все же сумел обосноваться в культурном истеблишменте Страны Советов, дело обстояло отнюдь не просто. Исторические очерки Ларисы Ивановой-Веэн, Александра Лаврентьева, Александры Селивановой и еще ряда авторов (над выставкой работал целый коллектив кураторов, и каждый внес свой вклад в каталог) вроде бы не претендуют на обобщения эпохального толка, но из суммы этих текстов напрашивается множество разнообразных выводов — не только в области пропедевтики художественного образования.

Несмотря на внушительный объем, книга получилась легкой — в буквальном смысле, по весу. А это, между прочим, признак дизайнерского мастерства. И с обилием разнородных материалов издатели справились успешно: иллюстрации здесь смонтированы плотно, но друг другу не мешают; ориентироваться в разделах просто, и всегда понятно, что к чему относится. Один только оформительский момент можно назвать недочетом, хотя он явно происходит из желания сделать «как лучше». Часть текстов набрана красным шрифтом с узкими междустрочными интервалами. Издалека это выглядит красиво и по-своему идеологически оправданно (коррелирует с кумачовыми акцентами на выставке), но читается не без усилий. Содержание, впрочем, стоит того, чтобы поднапрячься. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+