18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрески Георгиевского собора попытаются собрать заново

№95
Материал из газеты

Ученые приступили к исследованиям домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В решении головоломки должны помочь новейшие спектрографы, 3D-моделирование и квалификация специалистов

Исследования домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде начались в лаборатории архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников Института археологии РАН. Памятник, который попал на столы ученых, уникален: до последних лет никто не знал о его существовании. Эти фрески, вернее, их обломки были обнаружены в Новгороде участниками экспедиции под руководством Владимира Седова в 2013–2020 годах в интерьере самого Георгиевского собора и в слоях земли вокруг него. Как говорят специалисты, подобные находки случаются крайне редко.

В культурном слое под полом собора и у его наружных стен были найдены десятки тысяч фрагментов первоначальной росписи храма. Дело в том, что, хотя Георгиевский собор, заложенный в 1119 году, был сразу расписан, остатки первоначальной росписи сохранились только в откосах некоторых окон и в лестничной башне. Весь ансамбль фресок был безжалостно сбит со стен во время поновления церкви в 1820–1830-е годы. Оказалось, что вся эта расписанная штукатурка была не просто срублена, но и положена тогда в качестве основания под новый, чугунный пол храма. На протяжении ХХ века ее отдельные фрагменты всплывали при раскопках на территории монастыря, однако о том, как велика будет находка в итоге, подозрений не возникало.

Начавшийся исследовательско-реставрационный проект внушает почтение. Все кусочки росписи будут описаны, сфотографированы и изданы в виде каталога (электронный — полный, бумажный — избранное). Сотрудники Института археологии построят 3D-модель Георгиевского собора изнутри и снаружи, виртуально разместив на ней все сохранившиеся фрагменты росписей (неповрежденные фрагменты фресок сохранились на стенах на уровне ниже чугунного пола XIX века, а также в наосе). Когда этот этап работ завершится, быть может, новгородские реставраторы постараются заново собрать первоначальный комплекс росписей. Правда, для такого проекта потребуется уже новое, отдельное финансирование. Подобное занятие для местных реставраторов не в новинку: именно их крох были восстановлены росписи церквей Успения на Волотове и Спаса Преображения на Ковалеве, погибших во время Великой Отечественной войны.

Уже частично выполнены работы по изучению кусочков с применением точных наук. При помощи спектрометра (XRF- спектрометрия) и другой аппаратуры получены данные о технологии фрескового производства. Оборудование для спектрографического и иного исследования было приобретено Институтом археологии РАН и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником специально для этих задач, причем ознакомительная работа с ним была проведена специалистами лабораторий Лувра. Опыты с использованием различных методик в течение последнего года велись совместно со специализированной лабораторией по исследованию культурного наследия Курчатовского института. Для дальнейшей работы Институтом археологии РАН приглашена в Россию специалист в области изучения культурного наследия, ученый-материаловед из Италии Алессандра Джумлия-Маир.

Проект по исследованию фресок победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования и был поддержан грантом правительства РФ.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+