18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрески Георгиевского собора попытаются собрать заново

№95
Материал из газеты

Ученые приступили к исследованиям домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В решении головоломки должны помочь новейшие спектрографы, 3D-моделирование и квалификация специалистов

Исследования домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде начались в лаборатории архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников Института археологии РАН. Памятник, который попал на столы ученых, уникален: до последних лет никто не знал о его существовании. Эти фрески, вернее, их обломки были обнаружены в Новгороде участниками экспедиции под руководством Владимира Седова в 2013–2020 годах в интерьере самого Георгиевского собора и в слоях земли вокруг него. Как говорят специалисты, подобные находки случаются крайне редко.

В культурном слое под полом собора и у его наружных стен были найдены десятки тысяч фрагментов первоначальной росписи храма. Дело в том, что, хотя Георгиевский собор, заложенный в 1119 году, был сразу расписан, остатки первоначальной росписи сохранились только в откосах некоторых окон и в лестничной башне. Весь ансамбль фресок был безжалостно сбит со стен во время поновления церкви в 1820–1830-е годы. Оказалось, что вся эта расписанная штукатурка была не просто срублена, но и положена тогда в качестве основания под новый, чугунный пол храма. На протяжении ХХ века ее отдельные фрагменты всплывали при раскопках на территории монастыря, однако о том, как велика будет находка в итоге, подозрений не возникало.

Начавшийся исследовательско-реставрационный проект внушает почтение. Все кусочки росписи будут описаны, сфотографированы и изданы в виде каталога (электронный — полный, бумажный — избранное). Сотрудники Института археологии построят 3D-модель Георгиевского собора изнутри и снаружи, виртуально разместив на ней все сохранившиеся фрагменты росписей (неповрежденные фрагменты фресок сохранились на стенах на уровне ниже чугунного пола XIX века, а также в наосе). Когда этот этап работ завершится, быть может, новгородские реставраторы постараются заново собрать первоначальный комплекс росписей. Правда, для такого проекта потребуется уже новое, отдельное финансирование. Подобное занятие для местных реставраторов не в новинку: именно их крох были восстановлены росписи церквей Успения на Волотове и Спаса Преображения на Ковалеве, погибших во время Великой Отечественной войны.

Уже частично выполнены работы по изучению кусочков с применением точных наук. При помощи спектрометра (XRF- спектрометрия) и другой аппаратуры получены данные о технологии фрескового производства. Оборудование для спектрографического и иного исследования было приобретено Институтом археологии РАН и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником специально для этих задач, причем ознакомительная работа с ним была проведена специалистами лабораторий Лувра. Опыты с использованием различных методик в течение последнего года велись совместно со специализированной лабораторией по исследованию культурного наследия Курчатовского института. Для дальнейшей работы Институтом археологии РАН приглашена в Россию специалист в области изучения культурного наследия, ученый-материаловед из Италии Алессандра Джумлия-Маир.

Проект по исследованию фресок победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования и был поддержан грантом правительства РФ.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+