18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Арт-раскопки на Таманском полуострове: псевдоримский моноптер и сувениры с «Авито»

№95
Материал из газеты

Фонд искусства «Голубицкое», расположенный недалеко от Тамани, представил яркий проект — выставку под открытым небом, куратором которой стал Андрей Ерофеев

Фонд искусства «Голубицкое» начал работу больше года назад по инициативе мецената и коллекционера Александра Мечетина (BELUGA Group) как новый проект команды Центра современного искусства «Заря» (Владивосток).

Сейчас в фонде работает выставка под открытым небом с участием столичных и нестоличных знаменитостей. Знаменитый куратор Андрей Ерофеев предложил русский эквивалент неуклюжего англоязычного site-specific art — «выставка уместного искусства»; первая же часть названия проекта — De profundis — отсылает к латинскому псалму, покаянной молитве, начинающейся словами: «Из глубины взываю к Тебе, Господи».

Именно разнообразные глубины и стали темой выставки. Художникам было предложено выступить в роли археологов, откапывающих сокровища в многочисленных культурных слоях, которые содержит местная почва. Древние артефакты, на самом деле найденные на этой земле, можно видеть в Таманском археологическом музее. Участники же выставки сосредоточили свое внимание больше на нашем современном восприятии и работы археологов, и самого понятия древности.

Группа ХУ («Художественное уединение»), в которую время от времени объединяются выступающие соло художники, в их числе Ирина Корина, группа «ЕлиКука», группа «Обледенение архитекторов», подняла лежащую на поверхности, простите за каламбур, тему античности, греческих поселений, и соорудила и надувные колонны, и «Храм Весты» из камыша, и целую инсталляцию «Раскоп», имитирующую место работы археологов и доказывающую, что любой пустяк, найденный здесь, априори в нашем восприятии обладает научной ценностью.

Елена Колесникова, художница из Геленджика, посвятила работу важному аспекту археологии — черному рынку, где циркулируют сокровища, проследив на «Авито» покупки «типичных таманских сувениров».

Маршрут выставки, пролегающий по виноградникам винодельческого хозяйства «Поместье Голубицкое», ведет зрителя от одних «раскопок» к другим — от «Коллекции археолога» Гриши Брускина с древнесоветскими бронзовыми истуканами к «научному открытию» Ирины Наховой — костям животных, сложенным в гексаграммы из книги «И Цзин» и свидетельствующим, что в Тамань когда-то прокрались конфуцианцы. Краснодарская группировка ЗИП нарыла каркас «Гондолы», на которых якобы передвигались местные жители в древности, а микрогруппа из Ижевска «Город Устинов», знаменитая тем, что работает с микроскопическими деталями, выложила свои «Пляжные находки». Тропа приводит ко второй части выставки — туда, где в результате оседают черепки и амфоры, и это, конечно, музей. Коллективными усилиями художники соорудили типичный этнографический музей, главным экспонатом которого стал огромный макет станицы Голубицкая с наземной и подземной частями. В этом участвовали Константин Звездочетов, «зипы», Леонид Баталов.

Археология — модная тема и мирового искусства, достаточно вспомнить нашумевший проект художника Дэмиена Хёрста «Сокровища с места крушения корабля „Невероятный“», но приятно, что, в отличие от звездного британца, который имитировал всю историю искусства, участники выставки сосредоточились на конкретном месте. По словам куратора фонда «Голубицкое» Алисы Багдонайте, «для нас имеет большое значение, что художественные проекты созданы специально для этой выставки и этого пространства, и они по-разному конструируют образы прошлого — образы, которые в равной степени строятся на археологических доказательствах, исторических исследованиях, народной или авторской мифологии».  

Станица Голубицкая
«De profundis. Выставка уместного искусства»
До конца октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+