Дизайн сегодня: создание объектов или выстраивание отношений?

Автор исследует все многообразие значений термина «дизайн». Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Автор исследует все многообразие значений термина «дизайн».
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Глобальная дизайнерская повестка, преподнесенная в интерпретации Элис Росторн, уходит корнями в воззрения позднего Ласло Мохой-Надя

Вслед за переведенными и изданными на русском языке бестселлерами последних лет «О положении вещей. Малая философия дизайна» Вилема Флюссера и «Невидимый дизайнер» Джона Сибрука новая книга британки Элис Росторн «Дизайн как отношение» (в переводе Марии Савостьяновой) рассказывает об актуальных тенденциях в этой сфере. Опираясь на идеи Ласло Мохой-Надя (1895–1946), сформулированные в его книге «Видение в движении», Росторн понимает дизайн предельно широко — как «средство борьбы против нарушений прав человека и способ глубокого личного самовыражения». Отчаянная путешественница, критик и публицист, в прошлом директор лондонского Музея дизайна, она написала хлесткий, порой экзальтированный текст, не только отдающий дань уважения Мохой-Надю, но и продвигающий сегодняшнюю глобальную повестку.

Каждая глава посвящена какой-либо проблеме и начинается с исторической справки. Например, первая — «Что такое „отношенческий“ дизайн?» — рассказывает о первопроходцах «дизайна как отношения», то есть об адептах «идейного дизайна», как его называет автор. Правда, речь идет не о рядовых проектировщиках, а о мыслителях, способных перевернуть мир. В целом же автор приравнивает всяческие полезные изобретения человечества, будь то строительство галеонов на верфях Арсенала в Венеции или внедрение типовых больниц, к дизайнерской импровизации. В конце концов Росторн находит корни конструкторского мышления в доисторическом прошлом и делает экстравагантное заявление: «Первобытные мужчины и женщины действовали как дизайнеры, обтачивая палки и камни, чтобы делать их пригодными инструментами для сельского хозяйства, или лепя из глины сосуды для еды и питья».

Элис Росторн. «Дизайн как отношение». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 208 с.
Элис Росторн. «Дизайн как отношение». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 208 с.

В одной из глав автор ставит вопрос об отличии дизайна от искусства — и сводит его к проблеме определений. Дизайн функционален, а также отличается «особым отношением к культуре дизайна», пишет Росторн, подразумевая, что художники этого профиля всегда состоят в диалоге с предшественниками. Она приводит в пример итальянского проектировщика Мартино Гампера, который создал фирменный стиль на основе предметов, выброшенных на улицу дизайнером-сюрреалистом Карло Моллино. Но разве «обычные» художники не точно так же ссылаются на коллег по цеху? Важный для исследовательницы тезис заключается в том, что дизайн и искусство «по-разному влияют на общество». Приписывая первому сверхъестественные свойства — предотвращать экологические кризисы или решать проблемы с беженцами, Росторн как будто не верит в способность искусства отвечать на вызовы реальной жизни.

Особое место автор отводит социальным темам: профессиональной реализации женщин и темнокожих, вопросам этики, экологичности и даже политики. Ее героиней среди дизайнеров-женщин оказывается голландка Хелла Йонгериус, сумевшая войти в когорту ведущих промышленных дизайнеров и получить контракт с авиакомпанией KLM. Делится Росторн и историей успеха афроамериканского графического дизайнера Эмори Дугласа, рисовавшего жертв расизма для газеты «Черная пантера». Его выставки прошли в начале 2000-х в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе и Новом музее в Нью-Йорке.

Кристина Лильенберг Хальстрём. Стул Georg, разработанный для датской фабрики Skagerak. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Кристина Лильенберг Хальстрём. Стул Georg, разработанный для датской фабрики Skagerak.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Росторн приводит безрадостную статистику Американского института графического искусства по гендерному и расовому признакам для специалистов, занятых в этой сфере. Здесь абсолютное большинство позиций — 86% — занимают белые мужчины, поэтому успех Эмори Дугласа — исключение из правил. Как адепт этичного и экологичного производства, Росторн также призывает вместо iPhone перейти на смартфоны Fairphone, чьи производители наносят меньший вред окружающей среде и не ущемляют права своих работников. А завершается книга примерами дизайн-проектов, помогающих беженцам адаптироваться на новом месте. Интерес представляет справочный раздел, посвященный отдельным дизайнерам и проектам, упомянутым в книге.

Росторн переосмысляет дизайн в контексте гендерной теории, постколониальной критики, инклюзии и экоактивизма, но все же ее книга содержит, скорее, обзор современных тенденций, чем по-настоящему глубокое исследование. Общая мысль сводится к тому, что дизайн должен наконец получить общественное доверие и политическую поддержку, а собственную миссию Росторн видит в освобождении отрасли от стереотипных представлений о ней как о ремесле и от обвинений в чрезмерной коммерциализации. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+