18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов

Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля

Знаменитая перформансистка Марина Абрамович по приглашению украинского Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» возвела на его территории инсталляцию. Создание памятника приурочено к 80-летию с момента массовой казни нацистами 34 тыс. киевских евреев 29–30 сентября 1941 года. За два последующих года число расстрелянных здесь возросло до 70–100 тыс. человек.

Абрамович прилетела в Киев для начала работ над возведением инсталляции в конце июля. «В Бабьем Яре чувствуешь невероятные эмоции и большую грусть, начинаешь рассуждать не только о том, что произошло с исторической точки зрения, но и о нашей человеческой природе. Почему мы, люди, должны быть дикими? Почему мы должны убивать, пытать? Почему делим людей на „нас“ и „их“? Кто такие „они“ и кто такие „мы“? Мы все — люди. Но почему история повторяется снова и снова? Когда ты идешь в Бабий Яр, начинаешь представлять тысячи и тысячи людей в одном месте и чувствуешь, будто идешь с ними», — рассказала тогда художница.

«Стена Плача» стала одним из крупнейших арт-объектов Европы, возведенных в последнее десятилетие. Одновременно возле нее могут находиться около 40 человек. Символически она связана с древней иудейской святыней — Стеной Плача в Иерусалиме.

Инсталляция представляет собой стену длиной 40 м и высотой 3 м, созданную из антрацита и инкрустированную 93 кристаллами кварца. Антрацитовый уголь украинский, а кристаллы, символизирующие энергию, доставлены из Бразилии. Гостей мемориала приглашают касаться стены, чтобы почувствовать силу камней.

«Посетители взаимодействуют с кристаллами, расположенными на уровне головы, груди и живота. Это взаимодействие направлено на восстановление связи частной памяти с коллективной через ощущения тела», — гласит описание памятника на сайте мемориала.

О выборе ключевого материала для сооружения объекта Абрамович рассказывала так: «Я работаю с кристаллами очень давно. Всегда считала, что кристаллы способны собирать весь свет энергетической памяти земли. Если настроиться на энергию кристалла, вы почувствуете, как память способна отмотать себя обратно… Это не только стена плача над тем, что произошло, но и стена прощения, потому что нам нужно научиться прощать. Прощение — это освобождение от прошлого и новый взгляд на будущее».

Официальная церемония открытия первой очереди мемориала, частью которой стала инсталляция, состоялась 6 октября. На ней выступили президенты Украины, Израиля и Германии Владимир Зеленский, Ицхак Герцог и Франк-Вальтер Штайнмайер.

До конца года на территории мемориала будет открыто первое музейное пространство — «Курган», разработанный берлинской архитектурной компанией SUB, сообщает сайт проекта. Там будет воспроизведена история расстрелов 29–30 сентября 1941 года с помощью технологии 3D-моделирования. Кроме того, уже представлен ряд объектов: символическая синагога «Место для размышлений», аудиовизуальная инсталляция «Зеркальное поле» с именами жертв, аудиоинсталляция на «Дороге Скорби», серия инсталляций «Взгляд в прошлое». В числе планируемых объектов — Музей истории забвения трагедии во времена СССР в бывшей конторе еврейского кладбища (архитектурное бюро OFFPOLINN) и ландшафтный горизонтальный музей.

Председатель наблюдательного совета Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» Натан Щаранский заявил на торжественной церемонии, что здесь будет воздвигнут музей мирового уровня. «Это очень амбициозный проект. Мы хотим создать символическое место, место, где собирались стереть память, а теперь это будет храм памяти, это будет место образования, науки, правды», — сказал он.

Мемориальный центр холокоста «Бабий Яр» официально был основан в 2015 году. Одним из членов его наблюдательного совета является бизнесмен и филантроп Виктор Пинчук, регулярно входящий в списки 100 самых влиятельных людей в искусстве по версии британского журнала ArtReview. В прошлом году Мемориальный центр холокоста подписал меморандум о сотрудничестве с правительством Украины.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+