Как проектировали упаковку Триумфальной арки

«Обернутая» Триумфальная арка. Фото: Benjamin Loyseau
«Обернутая» Триумфальная арка.
Фото: Benjamin Loyseau

В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было

В одном из своих последних интервью художник Христо, ушедший из жизни в мае прошлого года, сказал, что изумлен тем, что ему удалось получить разрешение на упаковку одной из самых узнаваемых построек Парижа — Триумфальной арки, и наконец реализовать проект «Упакованная Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль».

Христо и Жанна-Клод, его жена и многолетний соавтор, впервые задумали обернуть постройку тканью 60 лет назад. Супруги разработали план в 1961 году, когда жили в небольшой квартире неподалеку, но только в 2019 году, десятилетие спустя после смерти Жанны-Клод, Христо наконец-то смог объявить, что их задумка будет воплощена в жизнь.

Христо во время работы над проектом. Фото: Wolfgang Volz
Христо во время работы над проектом.
Фото: Wolfgang Volz

За годы, прошедшие между возникновением замысла и его реализацией, дуэт успел создать некоторые из самых запоминающихся крупномасштабных работ в мире, от упаковки берлинского Рейхстага в серебристую ткань до гигантского ярко-оранжевого пирса на озере Изео в Италии, который посетили 1,2 млн человек.

«Обернутая Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль» должна была открыться в апреле 2020 года, однако проект пришлось отложить из-за пандемии. Мечту Христо и Жанны-Клод наконец-то воплотили, обернув памятник в 25 тыс. м2 серебристо-голубой ткани и обвязав 3 км красной веревки. В таком виде он простоит до 3 октября.

Новая книга издательства Taschen посвящена истории и разработке этого проекта. Мы выбрали несколько фотографий, демонстрирующих «изнанку обертки».

Коллаж, созданный в ходе работы над проектом. 1961-1988. Фото: Фонд Христо и Жанны-Клод, Нью-Йорк
Коллаж, созданный в ходе работы над проектом. 1961-1988.
Фото: Фонд Христо и Жанны-Клод, Нью-Йорк
Христо и его команда в марте 2019 года на заключительной встрече, чтобы получить разрешение на реализацию проекта. На встрече присутствовали Серж Ласвинь, занимавший в то время должность президента Центра Помпиду; Филипп Беловаль, президент Национального центра памятников; Клаудиа Феррацци, советник президента Эммануэля Макрона по культуре. Фото: Wolfgang Volz
Христо и его команда в марте 2019 года на заключительной встрече, чтобы получить разрешение на реализацию проекта. На встрече присутствовали Серж Ласвинь, занимавший в то время должность президента Центра Помпиду; Филипп Беловаль, президент Национального центра памятников; Клаудиа Феррацци, советник президента Эммануэля Макрона по культуре.
Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев, его племянник и руководитель проекта, исследуют образцы тканей для «обертки» Триумфальной арки. Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев, его племянник и руководитель проекта, исследуют образцы тканей для «обертки» Триумфальной арки.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скручивают в рулоны синюю ткань, покрытую порошкообразным алюминием. Самые большие тканевые панели имеют ширину 8 метров и весят около тонны. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скручивают в рулоны синюю ткань, покрытую порошкообразным алюминием. Самые большие тканевые панели имеют ширину 8 метров и весят около тонны.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие во время пробного обертывания Триумфальной арки. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие во время пробного обертывания Триумфальной арки.
Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев обсуждают толщину красной веревки во время пробного проекта. В результате Христо остановился на веревке средней толщины. Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев обсуждают толщину красной веревки во время пробного проекта. В результате Христо остановился на веревке средней толщины.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скрепляют стальные детали для защиты скульптур и создания каркаса, к которому будет прикреплена ткань. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скрепляют стальные детали для защиты скульптур и создания каркаса, к которому будет прикреплена ткань.
Фото: Wolfgang Volz
Христо в своей студии в январе 2020 года. Фото: Wolfgang Volz
Христо в своей студии в январе 2020 года.
Фото: Wolfgang Volz
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+