18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как проектировали упаковку Триумфальной арки

«Обернутая» Триумфальная арка. Фото: Benjamin Loyseau
«Обернутая» Триумфальная арка.
Фото: Benjamin Loyseau

В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было

В одном из своих последних интервью художник Христо, ушедший из жизни в мае прошлого года, сказал, что изумлен тем, что ему удалось получить разрешение на упаковку одной из самых узнаваемых построек Парижа — Триумфальной арки, и наконец реализовать проект «Упакованная Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль».

Христо и Жанна-Клод, его жена и многолетний соавтор, впервые задумали обернуть постройку тканью 60 лет назад. Супруги разработали план в 1961 году, когда жили в небольшой квартире неподалеку, но только в 2019 году, десятилетие спустя после смерти Жанны-Клод, Христо наконец-то смог объявить, что их задумка будет воплощена в жизнь.

Христо во время работы над проектом. Фото: Wolfgang Volz
Христо во время работы над проектом.
Фото: Wolfgang Volz

За годы, прошедшие между возникновением замысла и его реализацией, дуэт успел создать некоторые из самых запоминающихся крупномасштабных работ в мире, от упаковки берлинского Рейхстага в серебристую ткань до гигантского ярко-оранжевого пирса на озере Изео в Италии, который посетили 1,2 млн человек.

«Обернутая Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль» должна была открыться в апреле 2020 года, однако проект пришлось отложить из-за пандемии. Мечту Христо и Жанны-Клод наконец-то воплотили, обернув памятник в 25 тыс. м2 серебристо-голубой ткани и обвязав 3 км красной веревки. В таком виде он простоит до 3 октября.

Новая книга издательства Taschen посвящена истории и разработке этого проекта. Мы выбрали несколько фотографий, демонстрирующих «изнанку обертки».

Коллаж, созданный в ходе работы над проектом. 1961-1988. Фото: Фонд Христо и Жанны-Клод, Нью-Йорк
Коллаж, созданный в ходе работы над проектом. 1961-1988.
Фото: Фонд Христо и Жанны-Клод, Нью-Йорк
Христо и его команда в марте 2019 года на заключительной встрече, чтобы получить разрешение на реализацию проекта. На встрече присутствовали Серж Ласвинь, занимавший в то время должность президента Центра Помпиду; Филипп Беловаль, президент Национального центра памятников; Клаудиа Феррацци, советник президента Эммануэля Макрона по культуре. Фото: Wolfgang Volz
Христо и его команда в марте 2019 года на заключительной встрече, чтобы получить разрешение на реализацию проекта. На встрече присутствовали Серж Ласвинь, занимавший в то время должность президента Центра Помпиду; Филипп Беловаль, президент Национального центра памятников; Клаудиа Феррацци, советник президента Эммануэля Макрона по культуре.
Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев, его племянник и руководитель проекта, исследуют образцы тканей для «обертки» Триумфальной арки. Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев, его племянник и руководитель проекта, исследуют образцы тканей для «обертки» Триумфальной арки.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скручивают в рулоны синюю ткань, покрытую порошкообразным алюминием. Самые большие тканевые панели имеют ширину 8 метров и весят около тонны. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скручивают в рулоны синюю ткань, покрытую порошкообразным алюминием. Самые большие тканевые панели имеют ширину 8 метров и весят около тонны.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие во время пробного обертывания Триумфальной арки. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие во время пробного обертывания Триумфальной арки.
Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев обсуждают толщину красной веревки во время пробного проекта. В результате Христо остановился на веревке средней толщины. Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев обсуждают толщину красной веревки во время пробного проекта. В результате Христо остановился на веревке средней толщины.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скрепляют стальные детали для защиты скульптур и создания каркаса, к которому будет прикреплена ткань. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скрепляют стальные детали для защиты скульптур и создания каркаса, к которому будет прикреплена ткань.
Фото: Wolfgang Volz
Христо в своей студии в январе 2020 года. Фото: Wolfgang Volz
Христо в своей студии в январе 2020 года.
Фото: Wolfgang Volz
Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+