Как проектировали упаковку Триумфальной арки

«Обернутая» Триумфальная арка. Фото: Benjamin Loyseau
«Обернутая» Триумфальная арка.
Фото: Benjamin Loyseau

В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было

В одном из своих последних интервью художник Христо, ушедший из жизни в мае прошлого года, сказал, что изумлен тем, что ему удалось получить разрешение на упаковку одной из самых узнаваемых построек Парижа — Триумфальной арки, и наконец реализовать проект «Упакованная Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль».

Христо и Жанна-Клод, его жена и многолетний соавтор, впервые задумали обернуть постройку тканью 60 лет назад. Супруги разработали план в 1961 году, когда жили в небольшой квартире неподалеку, но только в 2019 году, десятилетие спустя после смерти Жанны-Клод, Христо наконец-то смог объявить, что их задумка будет воплощена в жизнь.

Христо во время работы над проектом. Фото: Wolfgang Volz
Христо во время работы над проектом.
Фото: Wolfgang Volz

За годы, прошедшие между возникновением замысла и его реализацией, дуэт успел создать некоторые из самых запоминающихся крупномасштабных работ в мире, от упаковки берлинского Рейхстага в серебристую ткань до гигантского ярко-оранжевого пирса на озере Изео в Италии, который посетили 1,2 млн человек.

«Обернутая Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль» должна была открыться в апреле 2020 года, однако проект пришлось отложить из-за пандемии. Мечту Христо и Жанны-Клод наконец-то воплотили, обернув памятник в 25 тыс. м2 серебристо-голубой ткани и обвязав 3 км красной веревки. В таком виде он простоит до 3 октября.

Новая книга издательства Taschen посвящена истории и разработке этого проекта. Мы выбрали несколько фотографий, демонстрирующих «изнанку обертки».

Коллаж, созданный в ходе работы над проектом. 1961-1988. Фото: Фонд Христо и Жанны-Клод, Нью-Йорк
Коллаж, созданный в ходе работы над проектом. 1961-1988.
Фото: Фонд Христо и Жанны-Клод, Нью-Йорк
Христо и его команда в марте 2019 года на заключительной встрече, чтобы получить разрешение на реализацию проекта. На встрече присутствовали Серж Ласвинь, занимавший в то время должность президента Центра Помпиду; Филипп Беловаль, президент Национального центра памятников; Клаудиа Феррацци, советник президента Эммануэля Макрона по культуре. Фото: Wolfgang Volz
Христо и его команда в марте 2019 года на заключительной встрече, чтобы получить разрешение на реализацию проекта. На встрече присутствовали Серж Ласвинь, занимавший в то время должность президента Центра Помпиду; Филипп Беловаль, президент Национального центра памятников; Клаудиа Феррацци, советник президента Эммануэля Макрона по культуре.
Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев, его племянник и руководитель проекта, исследуют образцы тканей для «обертки» Триумфальной арки. Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев, его племянник и руководитель проекта, исследуют образцы тканей для «обертки» Триумфальной арки.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скручивают в рулоны синюю ткань, покрытую порошкообразным алюминием. Самые большие тканевые панели имеют ширину 8 метров и весят около тонны. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скручивают в рулоны синюю ткань, покрытую порошкообразным алюминием. Самые большие тканевые панели имеют ширину 8 метров и весят около тонны.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие во время пробного обертывания Триумфальной арки. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие во время пробного обертывания Триумфальной арки.
Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев обсуждают толщину красной веревки во время пробного проекта. В результате Христо остановился на веревке средней толщины. Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев обсуждают толщину красной веревки во время пробного проекта. В результате Христо остановился на веревке средней толщины.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скрепляют стальные детали для защиты скульптур и создания каркаса, к которому будет прикреплена ткань. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скрепляют стальные детали для защиты скульптур и создания каркаса, к которому будет прикреплена ткань.
Фото: Wolfgang Volz
Христо в своей студии в январе 2020 года. Фото: Wolfgang Volz
Христо в своей студии в январе 2020 года.
Фото: Wolfgang Volz
Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+