Как проектировали упаковку Триумфальной арки

«Обернутая» Триумфальная арка. Фото: Benjamin Loyseau
«Обернутая» Триумфальная арка.
Фото: Benjamin Loyseau

В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было

В одном из своих последних интервью художник Христо, ушедший из жизни в мае прошлого года, сказал, что изумлен тем, что ему удалось получить разрешение на упаковку одной из самых узнаваемых построек Парижа — Триумфальной арки, и наконец реализовать проект «Упакованная Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль».

Христо и Жанна-Клод, его жена и многолетний соавтор, впервые задумали обернуть постройку тканью 60 лет назад. Супруги разработали план в 1961 году, когда жили в небольшой квартире неподалеку, но только в 2019 году, десятилетие спустя после смерти Жанны-Клод, Христо наконец-то смог объявить, что их задумка будет воплощена в жизнь.

Христо во время работы над проектом. Фото: Wolfgang Volz
Христо во время работы над проектом.
Фото: Wolfgang Volz

За годы, прошедшие между возникновением замысла и его реализацией, дуэт успел создать некоторые из самых запоминающихся крупномасштабных работ в мире, от упаковки берлинского Рейхстага в серебристую ткань до гигантского ярко-оранжевого пирса на озере Изео в Италии, который посетили 1,2 млн человек.

«Обернутая Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль» должна была открыться в апреле 2020 года, однако проект пришлось отложить из-за пандемии. Мечту Христо и Жанны-Клод наконец-то воплотили, обернув памятник в 25 тыс. м2 серебристо-голубой ткани и обвязав 3 км красной веревки. В таком виде он простоит до 3 октября.

Новая книга издательства Taschen посвящена истории и разработке этого проекта. Мы выбрали несколько фотографий, демонстрирующих «изнанку обертки».

Коллаж, созданный в ходе работы над проектом. 1961-1988. Фото: Фонд Христо и Жанны-Клод, Нью-Йорк
Коллаж, созданный в ходе работы над проектом. 1961-1988.
Фото: Фонд Христо и Жанны-Клод, Нью-Йорк
Христо и его команда в марте 2019 года на заключительной встрече, чтобы получить разрешение на реализацию проекта. На встрече присутствовали Серж Ласвинь, занимавший в то время должность президента Центра Помпиду; Филипп Беловаль, президент Национального центра памятников; Клаудиа Феррацци, советник президента Эммануэля Макрона по культуре. Фото: Wolfgang Volz
Христо и его команда в марте 2019 года на заключительной встрече, чтобы получить разрешение на реализацию проекта. На встрече присутствовали Серж Ласвинь, занимавший в то время должность президента Центра Помпиду; Филипп Беловаль, президент Национального центра памятников; Клаудиа Феррацци, советник президента Эммануэля Макрона по культуре.
Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев, его племянник и руководитель проекта, исследуют образцы тканей для «обертки» Триумфальной арки. Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев, его племянник и руководитель проекта, исследуют образцы тканей для «обертки» Триумфальной арки.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скручивают в рулоны синюю ткань, покрытую порошкообразным алюминием. Самые большие тканевые панели имеют ширину 8 метров и весят около тонны. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скручивают в рулоны синюю ткань, покрытую порошкообразным алюминием. Самые большие тканевые панели имеют ширину 8 метров и весят около тонны.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие во время пробного обертывания Триумфальной арки. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие во время пробного обертывания Триумфальной арки.
Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев обсуждают толщину красной веревки во время пробного проекта. В результате Христо остановился на веревке средней толщины. Фото: Wolfgang Volz
Христо и Владимир Явашев обсуждают толщину красной веревки во время пробного проекта. В результате Христо остановился на веревке средней толщины.
Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скрепляют стальные детали для защиты скульптур и создания каркаса, к которому будет прикреплена ткань. Фото: Wolfgang Volz
Рабочие скрепляют стальные детали для защиты скульптур и создания каркаса, к которому будет прикреплена ткань.
Фото: Wolfgang Volz
Христо в своей студии в январе 2020 года. Фото: Wolfgang Volz
Христо в своей студии в январе 2020 года.
Фото: Wolfgang Volz
Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+