18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Петроремонт: пять возвращенных интерьеров Петербурга и пригородов

Реставрационные работы, которые ведутся в Северной столице и ее окрестностях, по-прежнему поражают. Вот список самых важных открытий за последний год

Александровский дворец в Царском Селе (август 2021 года)

До 2008 года последнюю резиденцию царской семьи занимало военно-морское ведомство. Реставрация началась спустя несколько лет после передачи здания Государственному музею-заповеднику «Царское Село». И вот наконец сохранившиеся интерьеры резиденции Николая II отреставрировали, а утраченные — восстановили в мельчайших деталях по многочисленным фотографиям и документам. Текстильное декоративное убранство воссоздали по образцам, хранившимся в фондах музеев-заповедников «Царское Село» и «Павловск». Удалось вернуть на прежнее место некоторые исторические предметы мебели, аналоги недостающим подобрали из коллекции музея. Получившаяся экспозиция теперь заметно выделяется среди анфилад петербургских императорских дворцов. Это интимные, камерные комнаты, говорящие скорее о повседневном быте, чем о роскоши, ассоциирующейся с парадными покоями Романовых.

Малая церковь Зимнего дворца (май 2021 года)

Малая церковь во имя Сретения Господня была построена в императорском дворце Бартоломео Растрелли в 1768 году и полтора столетия использовалась для частных богослужений царской семьи. В советское время здесь размещалась реставрационная мастерская Эрмитажа. Иконостас, конечно, был разобран, роскошное убранство в духе барокко ликвидировано. Однако в наши дни оказалось, что в 1940-е годы сотрудники музея не сбивали исторический декор, а прятали под краской и штукатуркой. Головки херувимов из папье-маше нашлись в фондах и вернулись на место. Потолочный плафон «Сошествие Святого Духа» Николая Майкова удалось расчистить. Отреставрирован паркет. Иконостас, впрочем, решили не реконструировать: пришлось бы создавать полный новодел, так как из 16 исторических икон, находившихся здесь, сохранилось только 2 (в коллекции Русского музея). Ныне Малая церковь используется в качестве выставочного зала, в ней развернута экспозиция православных богослужебных облачений.

Михайловский замок (май 2021 года)

На протяжении многих лет Государственный Русский музей владел только половиной Михайловского замка; в другой части размещалась Центральная военно-морская библиотека, которая ныне переехала в здание бывшей временной тюрьмы на площади Морской Славы. После того как военные наконец освободили помещения, музейщики приступили к реставрации. В итоге в обновленном виде предстали Воскресенский и Тронный залы, галерея Арабесок, а также апартаменты камер-фрейлины Протасовой. Особенно парадным получился первый из них — тот самый Воскресенский зал, где в марте 1801 года было выставлено для прощания тело первого владельца замка, императора Павла. Здесь удалось восстановить облицовку стен искусственным мрамором по сохранившимся и найденным при расчистке образцам, воссоздать плафон и камины. Из фондов музея на место вернулись две из четырех огромных картин, заказанных Павлом: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» Григория Угрюмова.

Екатерининский дворец в Царском Селе (апрель 2021 года)

Самый легендарный российский интерьер — это, очевидно, утраченная Янтарная комната. Второе место занимает Лионский зал из парадной анфилады Екатерининского дворца. Он был создан архитектором Чарльзом Камероном и входил в число личных апартаментов императрицы Екатерины Великой, а позже стал любимой парадной гостиной императрицы Марии Александровны. На его отделку пошло 2,5 т лазурита. Во время Великой Отечественной войны от него, как и от других помещений дворцов в Царском Селе, остались голые кирпичные стены. При реставрации, которая велась с 2017 года, лазурит из Афганистана пришлось привозить заново. В музее сохранилось несколько предметов оригинальной меблировки. Завершающим этапом реставрации было возвращение исторического паркета с перламутром, амарантом, розовым деревом. Этот паркет во время войны был вывезен нацистами, обнаружен в 1947 году и возвращен в Царское Село и той поры хранился в фондах, разобранный на щиты. Сборка его заняла около полутора лет.

Юсуповский дворец (декабрь 2020 года)

Реставрация дворца на Мойке шла в течение восьми лет. Общая сумма средств, потраченных за это время, приближается к миллиарду рублей. Последними апартаментами, приведением которых в порядок завершились работы, стали Кабинет княгини (Малая белая гостиная), Туалетная (Фарфоровый будуар), Ванная и Персидская (Восточный будуар). Их архитектором, скорее всего, является Ипполит Монигетти. Любопытно, что комплекс сохранившихся будуарных комнат является уникальным: обычно дамские апартаменты так не берегли. Самым очаровательным из этих образцов второго рококо середины XIX века является Туалетная комната, декорированная с использованием фарфора. Правда, орнаментальная резьба стеновых панелей и плафона фарфор здесь только имитирует, а на самом деле выполнена в технике мастики.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+