18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александровский дворец открылся после многолетней реставрации

Интерьеры Александровского дворца после реставрации. Фото: Музей-заповедник «Царское село»
Интерьеры Александровского дворца после реставрации.
Фото: Музей-заповедник «Царское село»

Сохранившиеся интерьеры Александровского дворца, резиденции Николая II, отреставрировали, а утраченные воссоздали в мельчайших деталях по многочисленным фотографиям членов императорской семьи и документам

Последний дом последнего императора России Николая II и его семьи — Александровский дворец — многие десятилетия был закрыт для посетителей. Проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления дворца как музейного пространства был разработан в 2011 году, к его реализации приступили через год. Но только сейчас посетители смогут увидеть часть отреставрированных залов.

Реставрация 13 интерьеров второго этажа дворца на половинах Николая II и его супруги Александры Федоровны завершена полностью.

Кроме того, подвальные помещения дворца переоборудованы под входную зону и приспособлены для приема посетителей. Это первая часть всего проекта реставрации и реконструкции, разработанного специалистами архитектурной мастерской «Студия 44».

«Открытые залы, безусловно, самая интересная часть дворца. И мы постарались не только максимально точно и детально выполнить реставрацию, но и воссоздать в этих музейных интерьерах обстановку реальной жизни — в личных покоях императорской семьи цветут живые цветы, звучит музыка. Как будто прежние хозяева только что вышли из этих комнат», — рассказала нам Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село», частью которого является Александровский дворец. Работы в остальных помещениях будут продолжены.

Дворец был построен по заказу Екатерины II для ее любимого внука, великого князя Александра Павловича, ко дню его бракосочетания. В 1796 году будущий император Александр I вместе со своей женой поселился во дворце, называвшемся тогда Новым Царскосельским. Архитектор Джакомо Кваренги создавал дворец в стиле палладианского классицизма, который на сегодняшний день сохранился, главным образом, во внешнем облике здания.

Интерьеры дворца за время его существования не раз меняли свой вид и предназначение — императорская семья переделывала их в соответствии с меняющейся модой, собственными вкусами и потребностями. Первую внутреннюю перестройку дворца начал в 30-е годы XIX века Николай I, а продолжил в конце XIX — начале XX века Николай II. В результате интерьеры работы Джакомо Кваренги сохранились лишь в нескольких помещениях.

Сиреневый кабинет. 1917. Фото: Музей-заповедник «Царское село»
Сиреневый кабинет. 1917.
Фото: Музей-заповедник «Царское село»

С 1918 года во дворце был открыт музей, в котором посетители могли увидеть жилые покои последнего императора. Часть дворца по решению Луначарского была отдана под детский дом имени Юных Коммунаров. Позже там располагался дом отдыха сотрудников НКВД. В 1937 году новый директор музея искусствовед Анатолий Кучумов добился разрешения на восстановление исторического облика дворца и создания в нем мемориального музея последнего императора, но этим планам помешала война.

Значительную часть экспонатов удалось эвакуировать. Но после войны здание передали Академии наук для хранения коллекции Всесоюзного музея Пушкина, и тогда же в результате очередной переделки интерьеров были уничтожены важные элементы оформления многих залов дворца. С 1951 по 2008 годы Александровский дворец занимало Военно-морское ведомство.

На сегодняшний день из 13 интерьеров только пять: парадный кабинет, приемная, угловая гостиная и два зала библиотеки — сохранили историческое декоративное убранство.

Оно и было отреставрировано в ходе первого этапа работ. Интерьеры остальных помещений были фактически воссозданы по многочисленным документальным изображениям — семья последнего императора увлекалась фотографией, благодаря чему реставраторам удалось восстановить мельчайшие элементы декоративного убранства комнат вплоть до рисунка ковров и паркета.

Текстильное декоративное убранство — стены всех комнат были обиты различными тканями — восстановили по образцам, сохранившимся в фондах ГМЗ «Царское Село» и «Павловск». Два года мастера восстанавливали ткани и драпировки спальни, Сиреневого и парадного кабинетов, Кленовой гостиной. Около 2 тыс. пог. м тесьмы, бахромы, шнура и кружева были воссозданы по историческим образцам.

Практически вся мебель в залах воссоздана по историческим образцам или подобрана по аналогам из коллекции «Царского Села», как и ковровые покрытия. Большая часть каминов сохранилась, сейчас они отреставрированы. Во время подготовительных работ мастера обнаружили элементы керамической плитки, покрывавшей стены и пол в Мавританской уборной (эту комнату занимали бассейн и душ Шарко). Все декоративное оформление было восстановлено по историческим образцам. На свои места вернулись в Мавританскую три лампы-ароматницы, которые Николай II привез из поездки в Японию. Восстановлен интерьер парадного кабинета. Здесь сохранилась практически вся отделка потолка из красного дерева и подлинная потолочная фурнитура. Покраску стен в голубой цвет воссоздали по образцу, обнаруженному при расчистке интерьера, теперь она соответствует исторической, восстановили лестницу и мебель.

Элементы керамической плитки в Мавританской уборной. Фото: Музей-заповедник «Царское село»
Элементы керамической плитки в Мавританской уборной.
Фото: Музей-заповедник «Царское село»

Один из самых больных вопросов для Александровского дворца — наполнение музейного пространства подлинными экспонатами. К сожалению, за годы советской власти из 52 тыс. предметов, вывезенных отсюда в разные периоды истории, исчезло около 45 тыс. Часть из них была передана в ГМЗ «Павловск», часть оказалась в музеях Нижнего Новгорода, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Более полугода работала комиссия, которая совместно с Павловским музеем внимательно рассмотрела все предложения и просьбы «Царского Села». Теперь в Александровский дворец на временное хранение передано 189 предметов — все они заняли свои исторические места.

Утраченные интерьеры воссоздавали по архивным снимкам и документам. Фото: Музей-заповедник «Царское село»
Утраченные интерьеры воссоздавали по архивным снимкам и документам.
Фото: Музей-заповедник «Царское село»

По словам Ольги Таратыновой, финансирование проекта реставрации и реконструкции Александровского дворца не прекращалось все эти годы ни на один день, всего расходы составляют 2,2 млрд руб. «Из них 34% мы заработали сами, — рассказала директор. — Остальные — бюджетное финансирование, которое даже в самые тяжелые ковидные годы не прекращалось ни на один день. И рабочие продолжали работать даже в пандемию, осваивая средства. Сейчас наш собственный вклад в реставрацию и реконструкцию значительно уменьшился из-за сокращения числа посетителей и отсутствия иностранцев. Но мы все равно не отказываемся от своей доли участия».

По планам, через три года Александровский дворец будет полностью отреставрирован.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+