В Русском музее завершилась реставрация трех грамот XVII века

Лицевая сторона свитка до реставрации. Фото: Государственный Русский музей
Лицевая сторона свитка до реставрации.
Фото: Государственный Русский музей
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

В числе самых древних документов музейного отдела рукописей — послание от имени царя Алексея Михайловича

Грамоты, челобитные и другие старинные документы — не вполне традиционные для художественного музея, каковым является Государственный Русский музей, предметы коллекционирования и хранения. Три грамоты XVII века — единственные такого рода экспонаты в собрании его отдела рукописей. Больше столетия эти свитки старой бумаги никто не разворачивал. Теперь текст древних документов можно прочитать.

История появления этих предметов в коллекции Русского музея до недавнего времени ограничивалась только датой поступления — 1912 год. Прежде чем приступить к реставрации, хранитель отдела рукописей, искусствовед Елена Чурилова провела исследование, в ходе которого установила: рукописи принес в музей крестьянин Вологодской губернии Василий Иванов. Как к простому крестьянину попали три старинные грамоты, одна из которых подписана царем Алексеем Михайловичем, осталось неизвестным. Неизвестно и то, почему Иванов принес их в Русский музей императора Александра III. Возможно, его впечатлило название или кто-то подсказал крестьянину, что императорский музей собирает старинные предметы. Так или иначе, три свернутых в плотные рулоны документа XVII века оказались в ГРМ.

Бумажные документы в допетровской России традиционно хранились в свитках, или, как их еще называют, столбцах. Столбец — длинная бумажная лента, которая получалась из нескольких листов, склеенных между собой. Если листов не хватало, подклеивали следующий. Чтобы предохранить документ от подлога, на обороте каждого листа писавший текст дьяк или подьячий ставил свою подпись — «скрепу». Текст писали с одной стороны, при скручивании он оказывался внутри, что позволяло ему лучше сохраниться. Иногда такие столбцы-свитки достигали десятков и даже сотен метров в длину, как, например, почти 300-метровое Соборное уложение 1649 года. Свитки из отдела рукописей ГРМ не такие длинные — всего около метра.

По словам Евгении Щукиной, художника-реставратора высшей категории, в музее есть и другие древнерусские объекты на бумаге, в частности так называемые прориси — образцы для икон, которые рассылались по монастырям. Но это печатные листы, а работа с рукописями требовала особого подхода.

«Поскольку эти столбцы-свитки находились более 100 лет в свернутом состоянии, — рассказала Евгения Щукина, — то в первую очередь их нужно было распрямить. Обычно пересохшие бумажные экспонаты промывают в дистиллированной воде для придания им эластичности. В данном случае такой прием был совершенно невозможен из-за водорастворимых чернил на основе сажи. Иначе мы могли повредить текст. Поэтому использовали так называемое отдаленное увлажнение в водяных парах».

Столбцы-свитки, ставшие объектами реставрации, имеют приблизительно равную длину — около метра. Фото: Государственный Русский музей
Столбцы-свитки, ставшие объектами реставрации, имеют приблизительно равную длину — около метра.
Фото: Государственный Русский музей

После того как реставратору удалось развернуть плотные рулоны пересохшей бумаги, обнаружились многочисленные изломы, разрывы и утраты по краям рукописи. Кроме того, оказалось, что внешняя поверхность длинной бумажной ленты сильно загрязнена и затерта. Фактически предстояло выполнить полный комплекс работ по реставрации.

По словам Евгении Щукиной, выяснилось, что царская грамота состоит из трех частей, но швы в местах склейки ослабли, а левый верхний угол отделился от основной части. Специалисты укрепили бумагу с тыльной стороны, подклеили изломы и разрывы, мелкие утраты по краям восполнили идентичной бумагой.

В процессе реставрации удалось и прочитать неизвестные до сих пор старинные документы. Царская грамота Алексея Михайловича от 17 марта 1673 года адресована в Ярославль воеводе, думному дворянину Григорию Аничкову — «О допросе Ивана Емельянова за сестрою своею Анною, вдовою Бориса Глебова при выходе ее замуж за ростовца Екима Болдырева своего поместья пустоши Коркурова Ярославского уезда». Второй документ разбирал дела о наследстве — «Выпись из Вологодских писцевых книг Федора Воронцова-Вельяминова да дьяка Савина Завесина на поместье Богдана Унковского». Третий оказался «вольной» — «Отпускная властей Николаевского Озерского монастыря вотчинной крестьянской девке Федоре Степановой на волю».

Реставрация свитков началась два года назад. Сейчас она полностью завершена, так что исследователи русской старины получили возможность познакомиться с содержанием этих документов.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+