18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

МАММ открыл семь выставок в честь своего 25-летия

В Мультимедиа Арт Музее юбилей отмечают проектами на любой вкус: от российских классиков и молодежи до черно-белого артхауса Сары Мун

Знаменитая институция, детище Ольги Свибловой, меняет названия с той же легкостью, что юная красавица — наряды. И по духу бывший Дом фотографии, а ныне Мультимедиа Арт Музей остается очень молодым учреждением, смело идущим на эксперименты. В свой юбилейный, 25-й год музей, как козырные карты на стол, выложил целую колоду выставочных проектов: от смешных игровых объектов группы «ЕлиКука» до ретроспективы живого классика Сергея Шутова и мемориальных экспозиций недавно ушедших Олега Целкова (1934–2021) и Никиты Алексеева (1953–2021).

Олег Целков. «Я не здешний, я чужой»

Выставка «Я не здешний, я чужой», посвященная Олегу Целкову, располагается на самом верхнем этаже, и, если подняться на лифте, с нее удобнее всего начать осмотр музея. Выставка организована совместно с Tsukanov Family Foundation. Коллекционер Игорь Цуканов, друживший с художником с 2006 года, предоставил работы из своей личной коллекции. Как известно, Целков относился к себе требовательно и, изобретя узнаваемый живописный стиль (свои знаменитые головы), большинство ранних произведений уничтожил. То, что осталось, ценится сегодня очень высоко, и именно эти работы можно увидеть на выставке. Кроме того, экспозиция включает большое количество архивных фотографий и документальный фильм, в котором мастер предстает уже в зрелые годы и выглядит как мудрец. Выставка делает очевидными масштаб художника и его важное место в истории русского искусства.

До 15 ноября

Сара Мун. «Однажды где-то, но не здесь…»

Авторская мудрость считывается и в работах, точнее даже, в целом в экспозиции «Однажды где-то, но не здесь…» французского фотографа Сары Мун. В этом году Сара Мун тоже празднует большой юбилей; Ольга Свиблова сотрудничает с нею с 1998 года. В 1960-е красавица Мун работала моделью, потом несколько десятилетий снимала для глянца. То, что она делает в последние десятилетия как художник, демонстративно антигламурно. Черно-белые кадры сняты с расфокусировкой и нарочито небрежно проявлены, но в них есть щемящее артхаусное настроение: постиндустриальные виды, одинокие люди в больших городах. Учитывая биографию автора, они звучат как манифест и декларируют торжество независимого духа над эстетикой рекламы.

До 21 ноября

Сергей Шутов. «Чужие здесь не ходят»

Подведением итогов можно считать и выставку «Чужие здесь не ходят» Сергея Шутова, пионера российского видеоарта и новых медиа. В начале 1990-х, когда далеко не у каждого еще был компьютер, Шутов провозглашал наступление новой эры компьютерного искусства. Он дружил с английским электронным композитором Брайаном Ино и питерской звездой Тимуром Новиковым, занимался виджеингом в легендарном клубе «Птюч» (1994–1997), был главным художником фильма «Асса» (1986). На выставке можно увидеть его ранние видео «Удивительно, какая тишина!» (1994) и «Тайна двух океанов — 2» (1994) — деконструкцию советских фантастических фильмов, видеоинсталляцию «Вместо Минотавра» (2003) и многое другое. Несмотря на прошедшие с момента создания два десятка лет, работы выглядят удивительно актуально, в них, как в капсулах, сохранилась рейв-энергия 1990-х.

До 15 ноября

Арт-группа «ЕлиКука». «Сила искусства. Просроченный юбилей»

«Сила искусства. Просроченный юбилей» арт-группы «ЕлиКука» (ее составляют Олег Елисеев и Евгений Куковеров) — самая задорная выставка из развернутых в музее. «Просроченный юбилей» в названии означает, что в прошлом, карантинном году участникам группы исполнилось 70 лет на двоих, но из-за всем известных обстоятельств они не смогли его отметить по-настоящему. Силу же искусства на выставке измеряют буквально — в сантиметрах, килограммах, ньютонах, амперах и прочем. По выставке расставлены смешные тренажеры-объекты. В одном месте предлагают стучать молотком, в другом — подымать штангу, измерять искусство силой мускулов. По крайней мере, музейные смотрительницы включаются в эту игру очень охотно.

До 15 ноября

«МишМаш». «День за днем»

Еще один творческий дуэт — «МишМаш» (супруги Миша Лейкин и Маша Сумнина) — представил проект «День за днем». В течение карантинного года каждый день они «взращивали» некий арт-объект, похожий то ли на яйцо, то ли на кокон. Он становился все крупнее и сложнее по структуре, художники постоянно фотографировали его рост. Собственно, развернутая на одной большой стене выставка представляет собой фотоотчет этого процесса. Часть листов пока пустые, и постепенно их будут менять на свежие фотографии.

До 15 ноября

«Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы»

Для тех, кто утомится современным искусством, музей подготовил огромную выставку из собственных фондов. МАММ регулярно показывает свои сокровища, объединяя их интересной темой. На сей раз историческая экспозиция посвящена теме цвета и называется «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы». На ней собраны фотографии в диапазоне от раскрашенных акварелью дагеротипов до постмодернистских, ернических, размалеванных фломастером карточек. На выставке среди прочего представлены работы Александра Гринберга, Александра Родченко, Дмитрия Бальтерманца, Александра Слюсарева. «Научные сотрудники МАММ проделали большую работу, подготовив тексты об авторах, событиях, а также об истории фотографических техник» (из пресс-релиза). Отдельный раздел отдан Борису Михайлову, музей показывает порядка 250 его работ.

До 15 ноября

Никита Алексеев. «Ближе к смыслу»

Наконец, на первом и минус первом этажах развернута огромная ретроспектива Никиты Алексеева (1953–2021) — более 300 графических и живописных работ, созданных за последние 20 лет. За несколько дней до смерти он писал в Facebook: «В будущем году, если доживу, у меня намечена выставка в МАMМ…» Выставку «Ближе к смыслу» открыли посмертно. И надо сказать, что сложенные в многочленные серии, как бы несерьезные его рисунки, зачастую дополненные текстами, производят ошеломительное впечатление. Они дают ощущение огромного самобытного таланта, смысловой глубины и одновременно уязвимости и хрупкости. Ужасно жаль, что — в который уже раз! — все эпитеты, признания и восторги мы воздаем художнику посмертно.

До 15 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+