МАММ открыл семь выставок в честь своего 25-летия

В Мультимедиа Арт Музее юбилей отмечают проектами на любой вкус: от российских классиков и молодежи до черно-белого артхауса Сары Мун

Знаменитая институция, детище Ольги Свибловой, меняет названия с той же легкостью, что юная красавица — наряды. И по духу бывший Дом фотографии, а ныне Мультимедиа Арт Музей остается очень молодым учреждением, смело идущим на эксперименты. В свой юбилейный, 25-й год музей, как козырные карты на стол, выложил целую колоду выставочных проектов: от смешных игровых объектов группы «ЕлиКука» до ретроспективы живого классика Сергея Шутова и мемориальных экспозиций недавно ушедших Олега Целкова (1934–2021) и Никиты Алексеева (1953–2021).

Олег Целков. «Я не здешний, я чужой»

Выставка «Я не здешний, я чужой», посвященная Олегу Целкову, располагается на самом верхнем этаже, и, если подняться на лифте, с нее удобнее всего начать осмотр музея. Выставка организована совместно с Tsukanov Family Foundation. Коллекционер Игорь Цуканов, друживший с художником с 2006 года, предоставил работы из своей личной коллекции. Как известно, Целков относился к себе требовательно и, изобретя узнаваемый живописный стиль (свои знаменитые головы), большинство ранних произведений уничтожил. То, что осталось, ценится сегодня очень высоко, и именно эти работы можно увидеть на выставке. Кроме того, экспозиция включает большое количество архивных фотографий и документальный фильм, в котором мастер предстает уже в зрелые годы и выглядит как мудрец. Выставка делает очевидными масштаб художника и его важное место в истории русского искусства.

До 15 ноября

Фрагмент экспозиции «Я не здешний, я чужой». Фото: МАММ
Фрагмент экспозиции «Я не здешний, я чужой».
Фото: МАММ
Сара Мун. «Однажды где-то, но не здесь…»

Авторская мудрость считывается и в работах, точнее даже, в целом в экспозиции «Однажды где-то, но не здесь…» французского фотографа Сары Мун. В этом году Сара Мун тоже празднует большой юбилей; Ольга Свиблова сотрудничает с нею с 1998 года. В 1960-е красавица Мун работала моделью, потом несколько десятилетий снимала для глянца. То, что она делает в последние десятилетия как художник, демонстративно антигламурно. Черно-белые кадры сняты с расфокусировкой и нарочито небрежно проявлены, но в них есть щемящее артхаусное настроение: постиндустриальные виды, одинокие люди в больших городах. Учитывая биографию автора, они звучат как манифест и декларируют торжество независимого духа над эстетикой рекламы.

До 21 ноября

Фрагмент экспозиции «Однажды где-то, но не здесь…». Фото: МАММ
Фрагмент экспозиции «Однажды где-то, но не здесь…».
Фото: МАММ
Сергей Шутов. «Чужие здесь не ходят»

Подведением итогов можно считать и выставку «Чужие здесь не ходят» Сергея Шутова, пионера российского видеоарта и новых медиа. В начале 1990-х, когда далеко не у каждого еще был компьютер, Шутов провозглашал наступление новой эры компьютерного искусства. Он дружил с английским электронным композитором Брайаном Ино и питерской звездой Тимуром Новиковым, занимался виджеингом в легендарном клубе «Птюч» (1994–1997), был главным художником фильма «Асса» (1986). На выставке можно увидеть его ранние видео «Удивительно, какая тишина!» (1994) и «Тайна двух океанов — 2» (1994) — деконструкцию советских фантастических фильмов, видеоинсталляцию «Вместо Минотавра» (2003) и многое другое. Несмотря на прошедшие с момента создания два десятка лет, работы выглядят удивительно актуально, в них, как в капсулах, сохранилась рейв-энергия 1990-х.

До 15 ноября

Сергей Шутов. «Чужие здесь не ходят». Фото: МАММ
Сергей Шутов. «Чужие здесь не ходят».
Фото: МАММ
Арт-группа «ЕлиКука». «Сила искусства. Просроченный юбилей»

«Сила искусства. Просроченный юбилей» арт-группы «ЕлиКука» (ее составляют Олег Елисеев и Евгений Куковеров) — самая задорная выставка из развернутых в музее. «Просроченный юбилей» в названии означает, что в прошлом, карантинном году участникам группы исполнилось 70 лет на двоих, но из-за всем известных обстоятельств они не смогли его отметить по-настоящему. Силу же искусства на выставке измеряют буквально — в сантиметрах, килограммах, ньютонах, амперах и прочем. По выставке расставлены смешные тренажеры-объекты. В одном месте предлагают стучать молотком, в другом — подымать штангу, измерять искусство силой мускулов. По крайней мере, музейные смотрительницы включаются в эту игру очень охотно.

До 15 ноября

Фрагмент экспозиции «Сила искусства. Просроченный юбилей». Фото: МАММ
Фрагмент экспозиции «Сила искусства. Просроченный юбилей».
Фото: МАММ
«МишМаш». «День за днем»

Еще один творческий дуэт — «МишМаш» (супруги Миша Лейкин и Маша Сумнина) — представил проект «День за днем». В течение карантинного года каждый день они «взращивали» некий арт-объект, похожий то ли на яйцо, то ли на кокон. Он становился все крупнее и сложнее по структуре, художники постоянно фотографировали его рост. Собственно, развернутая на одной большой стене выставка представляет собой фотоотчет этого процесса. Часть листов пока пустые, и постепенно их будут менять на свежие фотографии.

До 15 ноября

Группа «МишМаш». Из проекта Over&over. 2021. Предоставлено авторами. Фото: МАММ
Группа «МишМаш». Из проекта Over&over. 2021. Предоставлено авторами.
Фото: МАММ
«Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы»

Для тех, кто утомится современным искусством, музей подготовил огромную выставку из собственных фондов. МАММ регулярно показывает свои сокровища, объединяя их интересной темой. На сей раз историческая экспозиция посвящена теме цвета и называется «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы». На ней собраны фотографии в диапазоне от раскрашенных акварелью дагеротипов до постмодернистских, ернических, размалеванных фломастером карточек. На выставке среди прочего представлены работы Александра Гринберга, Александра Родченко, Дмитрия Бальтерманца, Александра Слюсарева. «Научные сотрудники МАММ проделали большую работу, подготовив тексты об авторах, событиях, а также об истории фотографических техник» (из пресс-релиза). Отдельный раздел отдан Борису Михайлову, музей показывает порядка 250 его работ.

До 15 ноября

Фрагмент экспозиции, объединившей снимки 1860–1970-х годов. Фото: МАММ
Фрагмент экспозиции, объединившей снимки 1860–1970-х годов.
Фото: МАММ
Никита Алексеев. «Ближе к смыслу»

Наконец, на первом и минус первом этажах развернута огромная ретроспектива Никиты Алексеева (1953–2021) — более 300 графических и живописных работ, созданных за последние 20 лет. За несколько дней до смерти он писал в Facebook: «В будущем году, если доживу, у меня намечена выставка в МАMМ…» Выставку «Ближе к смыслу» открыли посмертно. И надо сказать, что сложенные в многочленные серии, как бы несерьезные его рисунки, зачастую дополненные текстами, производят ошеломительное впечатление. Они дают ощущение огромного самобытного таланта, смысловой глубины и одновременно уязвимости и хрупкости. Ужасно жаль, что — в который уже раз! — все эпитеты, признания и восторги мы воздаем художнику посмертно.

До 15 ноября

Фрагмент экспозиции «Ближе к смыслу». Фото: МАММ
Фрагмент экспозиции «Ближе к смыслу».
Фото: МАММ
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+