18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Джакомо Баллы дождался наступления будущего

№94
Материал из газеты

Выставку «Каза Балла: от дома для Вселенной и обратно» музей MAXXI устроил в квартире итальянского футуриста, которая наконец стала доступна для публики

За дверью жилища на четвертом этаже многоквартирного дома на Виа Ославия в римском квартале Прати притаился целый разноцветный мир: заводи пунцового, осколки желтого, сферы аквамаринового. Каза Балла была домом Джакомо Баллы (1871–1958) на протяжении последних 30 лет его жизни, служив известному итальянскому футуристу площадкой для самовыражения и витриной для идей «тотального искусства», в котором творчество пронизывает все аспекты жизни. «Перестройте Вселенную, сделайте ее веселее», — писал художник в манифесте 1915 года «О футуристической реконструкции Вселенной». Переехав впоследствии на Виа Ославия, он начал с того, что внес в интерьер яркие акценты, украсив стены и мебель экстравагантными рисунками.

Теперь этот своеобразный футуристический храм наконец доступен для публики — благодаря проекту римского музея современного искусства и архитектуры MAXXI «Каза Балла: от дома для Вселенной и обратно», который ведут кураторы Бартоломео Пьетромарки и Домитилла Дарди. До 21 ноября на выставке в музее можно увидеть работы Баллы вместе с аллюзиями к его творчеству современных авторов.

«Этот дом — воплощение сути личности художника и его концепции искусства, — говорит Пьетромарки. — Это относится не только к работе как к объекту, будь то картина или предмет интерьера, но и к стилю, образу жизни и мышления». Дом был ярким выражением «полного слияния искусства и жизни» Баллы с его «лабораторией для экспериментов».

После смерти хозяина его дочери Элика и Люче продолжали жить в квартире, добавляя в интерьер собственные творческие элементы. И лишь после смерти Элики в 1993 году родственники приступили к реставрации, задумав открыть квартиру для публики. В 2004 году это помещение объявили памятником культурного наследия. Но, как говорит Пьетромарки, о его содержимом мало кто знал до 2019 года, пока музей MAXXI не взялся за кропотливый процесс «обследования, изучения и охраны дома и его наследия».

При поддержке римского департамента культуры и спонсора в лице Banca d’Italia команда музея довела квартиру до блеска. В частности, с полов 1920-х годов сняли старый линолеум, вернув им изначальное великолепие. Инвентаризация помогла найти множество ранее не публиковавшихся работ Баллы, включая 60 рисунков, которые сейчас отреставрированы. Многие из них впервые демонстрируются в залах MAXXI.

Знакомство публики с домом художника ограничено временем проведения выставки, но Пьетромарки надеется, что «в ближайшие месяцы могут возникнуть условия для продления проекта». А пока выставка и экскурсии по квартире помогают возродить интерес к наследию Джакомо Баллы и его роли в развитии футуризма.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+