Дом Джакомо Баллы дождался наступления будущего

Этот дом был для художника Джакомо Баллы «лабораторией для экспериментов». Фото: M3 Studio/Courtesy of Fondazione MAXXI
Этот дом был для художника Джакомо Баллы «лабораторией для экспериментов».
Фото: M3 Studio/Courtesy of Fondazione MAXXI
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Выставку «Каза Балла: от дома для Вселенной и обратно» музей MAXXI устроил в квартире итальянского футуриста, которая наконец стала доступна для публики

За дверью жилища на четвертом этаже многоквартирного дома на Виа Ославия в римском квартале Прати притаился целый разноцветный мир: заводи пунцового, осколки желтого, сферы аквамаринового. Каза Балла была домом Джакомо Баллы (1871–1958) на протяжении последних 30 лет его жизни, служив известному итальянскому футуристу площадкой для самовыражения и витриной для идей «тотального искусства», в котором творчество пронизывает все аспекты жизни. «Перестройте Вселенную, сделайте ее веселее», — писал художник в манифесте 1915 года «О футуристической реконструкции Вселенной». Переехав впоследствии на Виа Ославия, он начал с того, что внес в интерьер яркие акценты, украсив стены и мебель экстравагантными рисунками.

Теперь этот своеобразный футуристический храм наконец доступен для публики — благодаря проекту римского музея современного искусства и архитектуры MAXXI «Каза Балла: от дома для Вселенной и обратно», который ведут кураторы Бартоломео Пьетромарки и Домитилла Дарди. До 21 ноября на выставке в музее можно увидеть работы Баллы вместе с аллюзиями к его творчеству современных авторов.

В этом доме художник жил на протяжении 30 лет. Фото: M3 Studio/Courtesy of Fondazione MAXXI
В этом доме художник жил на протяжении 30 лет.
Фото: M3 Studio/Courtesy of Fondazione MAXXI

«Этот дом — воплощение сути личности художника и его концепции искусства, — говорит Пьетромарки. — Это относится не только к работе как к объекту, будь то картина или предмет интерьера, но и к стилю, образу жизни и мышления». Дом был ярким выражением «полного слияния искусства и жизни» Баллы с его «лабораторией для экспериментов».

После смерти хозяина его дочери Элика и Люче продолжали жить в квартире, добавляя в интерьер собственные творческие элементы. И лишь после смерти Элики в 1993 году родственники приступили к реставрации, задумав открыть квартиру для публики. В 2004 году это помещение объявили памятником культурного наследия. Но, как говорит Пьетромарки, о его содержимом мало кто знал до 2019 года, пока музей MAXXI не взялся за кропотливый процесс «обследования, изучения и охраны дома и его наследия».

При поддержке римского департамента культуры и спонсора в лице Banca d’Italia команда музея довела квартиру до блеска. В частности, с полов 1920-х годов сняли старый линолеум, вернув им изначальное великолепие. Инвентаризация помогла найти множество ранее не публиковавшихся работ Баллы, включая 60 рисунков, которые сейчас отреставрированы. Многие из них впервые демонстрируются в залах MAXXI.

Знакомство публики с домом художника ограничено временем проведения выставки, но Пьетромарки надеется, что «в ближайшие месяцы могут возникнуть условия для продления проекта». А пока выставка и экскурсии по квартире помогают возродить интерес к наследию Джакомо Баллы и его роли в развитии футуризма.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+