Вышел очередной том каталога собрания Романа Бабичева

Леонид Туржанский. «Вид на барский дом». 1910-е. Фото: Коллекция Романа Бабичева
Леонид Туржанский. «Вид на барский дом». 1910-е.
Фото: Коллекция Романа Бабичева
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Опубликованный недавно том «Русское искусство конца XIX — начала XX века» номинально открывает серию из пяти книг под общим названием «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева»

Московский коллекционер Роман Бабичев продолжает публикацию каталога-резоне своего собрания отечественного искусства. Издательский проект «Модернизм без манифеста» (напомним, что так же называлась двухчастная выставка его коллекции в Московском музее современного искусства в сентябре 2017 — январе 2018 года) не только знакомит с неизвестными широкой публике произведениями живописи, графики и скульптуры из этого частного собрания, но и предлагает новый взгляд на советское искусство, интегрируя его в международный контекст. Хотя нынешний том издан четвертым по счету — вслед за книгами, посвященными искусству 1920–1950-х годов, ленинградской школе в целом и персональному творчеству Александра Ведерникова (1898–1975), ­— на сей раз опубликована самая хронологически ранняя часть собрания.

Согласно выработанной для всей серии структуре, издание состоит из трех элементов: текстов в начале, которые для первого тома написали искусствоведы Ольга Давыдова и Мария Силина, альбома, где иллюстрации упорядочены в соответствии с основными тенденциями в русском искусстве рубежа XIX–XX веков, и собственно каталога-резоне этой части коллекции, всего 813 единиц хранения. А открывает книгу традиционное вступительное слово самого собирателя, в котором Бабичев так описывает основной вектор коллекции: «Мое собрание повествует о русском искусстве ХХ века, которое от новых импрессионистических веяний, существовавших в начале столетия, слегка касаясь „Мира искусства“ и символизма, проблесков авангарда (и эта часть представлена в 1 томе), приходит и в основном сосредотачивается на неофициальной модернистской линии советского искусства 1920–1950-х годов, получившей свое развитие в большей степени в Москве и Ленинграде, о чем повествуют 2, 3 и 4 тома». Тем самым он сразу определяет круг своих интересов среди пестрого разнообразия художественных течений прошлого рубежа веков.

«Русское искусство конца XIX — начала XX века». Серия «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева». В 5 т. М., 2021. Т. 1. 472 с.
«Русское искусство конца XIX — начала XX века». Серия «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева». В 5 т. М., 2021. Т. 1. 472 с.

В статьях Ольги Давыдовой «Модерн и модернизмы: художественные истоки ХХ века» и Марии Силиной об этапах формирования национальной скульптурной школы прослеживаются взаимосвязи дореволюционного искусства с дальнейшими художественными процессами. Так, Давыдова подчеркивает, что «в искусстве символизма на потенциальном уровне, без манифеста, была заложена идея преображения художественного языка, трансформации реальности». И добавляет: «Символизм и авангард продолжили давать о себе знать в советском искусстве двадцатых, тридцатых, сороковых годов и в послевоенное время. У кого-то на уровне лирических настроений, у кого-то в более явных пластических поисках». В качестве примера она приводит работы Владимира Гринберга, Елизаветы Кругликовой, Дмитрия Митрохина и Александра Русакова. Эту линию модерна и его отголосков искусствовед доводит до работ Владимира Вейсберга и даже Константина Батынкова из коллекции Бабичева. Таким образом, главная концепция первого тома заключается в обнаружении потенциальных взаимосвязей дореволюционного отечественного искусства с последующим неофициальным творческим процессом.

Алексей Степанов. «Приезд в деревню». 1900-е. Фото: Коллекция Романа Бабичева
Алексей Степанов. «Приезд в деревню». 1900-е.
Фото: Коллекция Романа Бабичева

Интересны и разделы, выделенные в альбоме иллюстраций. Это тоже новый взгляд на привычные нам явления рубежа веков. Тут особого внимания заслуживает раздел «Архитектурные проекции мечты», где представлена графика Ольги Баудер, Бориса Иофана, Софьи Кауфман.

Первый том следует рассматривать как существенный элемент всего этого opus magnum Романа Бабичева и работающей с ним команды искусствоведов. В нем намечены дальнейшие открытия и новые акценты в области русского искусства 1920–1950-х годов, наиболее впечатляющей части собрания. Но не менее важны великолепные произведения малоизученных или совершенно забытых мастеров, которые впервые опубликованы и введены в научный оборот. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+