18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вышел очередной том каталога собрания Романа Бабичева

№94
Материал из газеты

Опубликованный недавно том «Русское искусство конца XIX — начала XX века» номинально открывает серию из пяти книг под общим названием «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева»

Московский коллекционер Роман Бабичев продолжает публикацию каталога-резоне своего собрания отечественного искусства. Издательский проект «Модернизм без манифеста» (напомним, что так же называлась двухчастная выставка его коллекции в Московском музее современного искусства в сентябре 2017 — январе 2018 года) не только знакомит с неизвестными широкой публике произведениями живописи, графики и скульптуры из этого частного собрания, но и предлагает новый взгляд на советское искусство, интегрируя его в международный контекст. Хотя нынешний том издан четвертым по счету — вслед за книгами, посвященными искусству 1920–1950-х годов, ленинградской школе в целом и персональному творчеству Александра Ведерникова (1898–1975), ­— на сей раз опубликована самая хронологически ранняя часть собрания.

Согласно выработанной для всей серии структуре, издание состоит из трех элементов: текстов в начале, которые для первого тома написали искусствоведы Ольга Давыдова и Мария Силина, альбома, где иллюстрации упорядочены в соответствии с основными тенденциями в русском искусстве рубежа XIX–XX веков, и собственно каталога-резоне этой части коллекции, всего 813 единиц хранения. А открывает книгу традиционное вступительное слово самого собирателя, в котором Бабичев так описывает основной вектор коллекции: «Мое собрание повествует о русском искусстве ХХ века, которое от новых импрессионистических веяний, существовавших в начале столетия, слегка касаясь „Мира искусства“ и символизма, проблесков авангарда (и эта часть представлена в 1 томе), приходит и в основном сосредотачивается на неофициальной модернистской линии советского искусства 1920–1950-х годов, получившей свое развитие в большей степени в Москве и Ленинграде, о чем повествуют 2, 3 и 4 тома». Тем самым он сразу определяет круг своих интересов среди пестрого разнообразия художественных течений прошлого рубежа веков.

В статьях Ольги Давыдовой «Модерн и модернизмы: художественные истоки ХХ века» и Марии Силиной об этапах формирования национальной скульптурной школы прослеживаются взаимосвязи дореволюционного искусства с дальнейшими художественными процессами. Так, Давыдова подчеркивает, что «в искусстве символизма на потенциальном уровне, без манифеста, была заложена идея преображения художественного языка, трансформации реальности». И добавляет: «Символизм и авангард продолжили давать о себе знать в советском искусстве двадцатых, тридцатых, сороковых годов и в послевоенное время. У кого-то на уровне лирических настроений, у кого-то в более явных пластических поисках». В качестве примера она приводит работы Владимира Гринберга, Елизаветы Кругликовой, Дмитрия Митрохина и Александра Русакова. Эту линию модерна и его отголосков искусствовед доводит до работ Владимира Вейсберга и даже Константина Батынкова из коллекции Бабичева. Таким образом, главная концепция первого тома заключается в обнаружении потенциальных взаимосвязей дореволюционного отечественного искусства с последующим неофициальным творческим процессом.

Интересны и разделы, выделенные в альбоме иллюстраций. Это тоже новый взгляд на привычные нам явления рубежа веков. Тут особого внимания заслуживает раздел «Архитектурные проекции мечты», где представлена графика Ольги Баудер, Бориса Иофана, Софьи Кауфман.

Первый том следует рассматривать как существенный элемент всего этого opus magnum Романа Бабичева и работающей с ним команды искусствоведов. В нем намечены дальнейшие открытия и новые акценты в области русского искусства 1920–1950-х годов, наиболее впечатляющей части собрания. Но не менее важны великолепные произведения малоизученных или совершенно забытых мастеров, которые впервые опубликованы и введены в научный оборот. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+