В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?

Директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Антон Баклыков
Директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Фото: Антон Баклыков

Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты

В Москве представили проект «Музейная четверка». Это объединение четырех крупнейших музейных институций: Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея современного искусства «Гараж» и самого молодого из них Дома культуры «ГЭС-2». Впервые о нем заговорили несколько лет назад, тогда проект назывался «Музейная миля».

Все музеи при этом остаются независимыми, однако выходят на новый уровень сотрудничества и интеграции. Четыре директора музеев, рассказывая журналистам о проекте, сравнили его с другими мировыми неформальными объединениями музеев — венским «Музейным кварталом», лондонской и нью-йоркской «Музейной милей», франкфуртской «Музейной набережной». Московский вариант также можно назвать «Музейной набережной», ведь все четыре музея и их многочисленные здания, по словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, практически нанизаны на линию вдоль Москвы-реки, что открывает новые горизонты.

«Мы объединяемся вокруг реки, это знак. Мы, четыре музея, хотим быть открытыми миру. Мы убираем бессмысленную конкуренцию между собой, — сказал директор музея «Гараж» Антон Белов. — Москва благодаря „Музейной четверке“ станет привлекательным брендом большого художественного представительства». Главы музеев надеются, что это придаст дополнительную туристическую привлекательность городу, в том числе для иностранцев.

На презентации представили сайт с четырьмя городскими экскурсионными маршрутами, по одному от каждого музея. Именно они в настоящий момент являются наиболее ярким результатом сотрудничества четырех музеев. Эти маршруты, как полагают музейщики, должны способствовать развитию общественных пространств. Они будут включать как известные городские локации, так и необычные, позабытые, как основные здания и собрания музеев, так и дополнительные, второстепенные.

Презентация проекта «Музейная четверка». Фото: Иван Новиков-Двинский
Презентация проекта «Музейная четверка».
Фото: Иван Новиков-Двинский

При этом каждый маршрут имеет собственную «перчинку», чтобы запомниться надолго. Например, Пушкинский музей предлагает путь под названием «Овощи-гиганты», который начинается у главного здания, проходит мимо храма Христа Спасителя и по Патриаршему мосту, потом через ГЭС-2, затем продолжается до зданий Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу и завершается в «Гараже» в Парке Горького. Весь маршрут сопровождается аудиоспектаклем драматурга Любови Винк и режиссера Семена Александровского (лауреат «Золотой маски»), рассказывающего о том, как в 1994 году во многих местах Москвы сквозь асфальт проросли гигантские тыквы (реальная история). Бывшие музейные сотрудники и просто горожане делятся в этой постановке своими воспоминаниями о тех странных событиях, о том, как они неделями наблюдали за растущими растениями и даже ухаживали за ними.

В музеях надеются, что благодаря этим маршрутам москвичи и гости столицы будут планировать свое посещение иначе, по-новому, более интересно. По словам Белова, эти четыре первых маршрута — тестовые. Они будут обновляться в зависимости от сезона и включать в себя, помимо городских локаций, перформансы и просветительские мероприятия. Фактически это будут не «тропы» между зданиями, а активные арт-проекты.

По словам директоров, за время совместной работы над проектом в четырех музеях произошло очень важное — установились сильные горизонтальные связи сотрудников разных музеев, работающих в одной тематике, между собой. В частности, особенно сдружились сотрудники инклюзивных отделов. Благодаря их совместной работе будут придуманы маршруты, максимально комфортные для людей с ограниченными возможностями здоровья, и этой отрасли в дальнейшем будет уделяться особенное внимание. Тереза Иароччи Мавика, глава фонда V–A–C, создавшего Дом культуры «ГЭС-2», добавила: «До конца года мы добавим на сайт проекта доступную карту для людей с инвалидностью, чтобы они могли удобно строить свои туристические маршруты». В частности, на карте даже будут отмечены приспособленные туалеты.

А вот с финансовой точки зрения москвичам создание «Музейной четверки» послабления не даст. Зельфира Трегулова объяснила, что сделать единый билет для двух федеральных музеев и двух частных из-за современного состояния бухотчетности госучреждений физически невозможно.

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак подчеркнула, что этот торжественный старт «Музейной четверки» — это всего лишь «точка роста, сигнал, выстрел в воздух». «Мы все живем вместе довольно давно», — заключила она.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+