18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Недавно расчищенный Купидон и еще девять шедевров Вермеера на выставке-блокбастере

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» представлена на дрезденской выставке вместе с шедеврами из зарубежных коллекций и с произведениями других художников золотого века нидерландской живописи

Сбор экспонатов на выставку Яна Вермеера — одна из самых сложных кураторских задач. Музеи, в собрания которых входят его произведения, с большой неохотой отдают их на чужие выставки, ведь многие посетители приходят в первую очередь для того, чтобы увидеть его работы. Так, «Девушка с жемчужной сережкой» (1665) практически стала логотипом Маурицхейса в Гааге. Другая проблема заключается в том, что до нас дошло всего 35 картин Вермеера.

На выставку, открывающуюся в этом месяце в Дрездене, удалось собрать десять полотен. Может показаться, что это не так уж и много, но за последние 20 лет лишь Лувру удалось получить чуть больше на выставку 2017 года. В собрании Дрезденской картинной галереи старых мастеров есть две картины Вермеера: «Сводница» (1656) и недавно отреставрированная «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657–1659). Остальные экспонаты предоставлены во временное пользование зарубежными институциями, например «Вид дома в Делфте» («Маленькая улица») (около 1658) из Рейксмузеума в Амстердаме и «Женщина, держащая весы» (около 1664) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне.

Маурицхейс обещал дать картину «Диана со спутницами» (1653–1654), но это было до того, как выставку пришлось дважды переносить из-за пандемии. Однако за это время Дрездену удалось договориться о замене — вместо «Дианы» на выставку приедет «Прерванный урок музыки» (1658–1659) из нью-йоркской Коллекции Фрика, не покидавший США с момента приобретения в 1901 году.

Хотя зрители явно будут толпиться вокруг Вермеера, выставка включает множество других интересных экспонатов. Около полусотни жанровых сцен кисти художников золотого века нидерландской живописи, в том числе Питера де Хоха и Герарда Дау, обеспечат широкий контекст.

Но главная задача выставки — отметить завершение потрясающего четырехлетнего реставрационного проекта, радикально преобразившего полотно «Девушка, читающая письмо у открытого окна» из коллекции музея. Недавнее обследование показало, что значительная часть изображения — стена за спиной девушки — была записана (вероятно, в начале XVIII века), а под записью скрыто изображение картины с Купидоном с луком в руке. Похожая изображена на полотне «Дама, стоящая у вёрджинела» (около 1670–1672) из Национальной галереи в Лондоне, а также когда-то была видна на «Прерванном уроке музыки» (но сейчас она едва различима).

Посетители выставки смогут убедиться, что реставрация радикально преобразила дрезденскую картину. До недавнего времени взгляд зрителя мгновенно приковывала голова девушки, но теперь фигура голенького упитанного Купидона тоже привлекает внимание: ваши глаза кочуют от читающей письмо героини картины к богу любви и обратно. С учетом того, как мало сохранилось работ Вермеера, такое изменение всего в одной композиции может помочь нам увидеть все наследие художника в новом свете.

Дрезденская картинная галерея старых мастеров
«Ян Вермеер. В отражении»
10 сентября 2021 — 2 января 2022

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+