18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Недавно расчищенный Купидон и еще девять шедевров Вермеера на выставке-блокбастере

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» представлена на дрезденской выставке вместе с шедеврами из зарубежных коллекций и с произведениями других художников золотого века нидерландской живописи

Сбор экспонатов на выставку Яна Вермеера — одна из самых сложных кураторских задач. Музеи, в собрания которых входят его произведения, с большой неохотой отдают их на чужие выставки, ведь многие посетители приходят в первую очередь для того, чтобы увидеть его работы. Так, «Девушка с жемчужной сережкой» (1665) практически стала логотипом Маурицхейса в Гааге. Другая проблема заключается в том, что до нас дошло всего 35 картин Вермеера.

На выставку, открывающуюся в этом месяце в Дрездене, удалось собрать десять полотен. Может показаться, что это не так уж и много, но за последние 20 лет лишь Лувру удалось получить чуть больше на выставку 2017 года. В собрании Дрезденской картинной галереи старых мастеров есть две картины Вермеера: «Сводница» (1656) и недавно отреставрированная «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657–1659). Остальные экспонаты предоставлены во временное пользование зарубежными институциями, например «Вид дома в Делфте» («Маленькая улица») (около 1658) из Рейксмузеума в Амстердаме и «Женщина, держащая весы» (около 1664) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне.

Маурицхейс обещал дать картину «Диана со спутницами» (1653–1654), но это было до того, как выставку пришлось дважды переносить из-за пандемии. Однако за это время Дрездену удалось договориться о замене — вместо «Дианы» на выставку приедет «Прерванный урок музыки» (1658–1659) из нью-йоркской Коллекции Фрика, не покидавший США с момента приобретения в 1901 году.

Хотя зрители явно будут толпиться вокруг Вермеера, выставка включает множество других интересных экспонатов. Около полусотни жанровых сцен кисти художников золотого века нидерландской живописи, в том числе Питера де Хоха и Герарда Дау, обеспечат широкий контекст.

Но главная задача выставки — отметить завершение потрясающего четырехлетнего реставрационного проекта, радикально преобразившего полотно «Девушка, читающая письмо у открытого окна» из коллекции музея. Недавнее обследование показало, что значительная часть изображения — стена за спиной девушки — была записана (вероятно, в начале XVIII века), а под записью скрыто изображение картины с Купидоном с луком в руке. Похожая изображена на полотне «Дама, стоящая у вёрджинела» (около 1670–1672) из Национальной галереи в Лондоне, а также когда-то была видна на «Прерванном уроке музыки» (но сейчас она едва различима).

Посетители выставки смогут убедиться, что реставрация радикально преобразила дрезденскую картину. До недавнего времени взгляд зрителя мгновенно приковывала голова девушки, но теперь фигура голенького упитанного Купидона тоже привлекает внимание: ваши глаза кочуют от читающей письмо героини картины к богу любви и обратно. С учетом того, как мало сохранилось работ Вермеера, такое изменение всего в одной композиции может помочь нам увидеть все наследие художника в новом свете.

Дрезденская картинная галерея старых мастеров
«Ян Вермеер. В отражении»
10 сентября 2021 — 2 января 2022

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+