18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Недавно расчищенный Купидон и еще девять шедевров Вермеера на выставке-блокбастере

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» представлена на дрезденской выставке вместе с шедеврами из зарубежных коллекций и с произведениями других художников золотого века нидерландской живописи

Сбор экспонатов на выставку Яна Вермеера — одна из самых сложных кураторских задач. Музеи, в собрания которых входят его произведения, с большой неохотой отдают их на чужие выставки, ведь многие посетители приходят в первую очередь для того, чтобы увидеть его работы. Так, «Девушка с жемчужной сережкой» (1665) практически стала логотипом Маурицхейса в Гааге. Другая проблема заключается в том, что до нас дошло всего 35 картин Вермеера.

На выставку, открывающуюся в этом месяце в Дрездене, удалось собрать десять полотен. Может показаться, что это не так уж и много, но за последние 20 лет лишь Лувру удалось получить чуть больше на выставку 2017 года. В собрании Дрезденской картинной галереи старых мастеров есть две картины Вермеера: «Сводница» (1656) и недавно отреставрированная «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657–1659). Остальные экспонаты предоставлены во временное пользование зарубежными институциями, например «Вид дома в Делфте» («Маленькая улица») (около 1658) из Рейксмузеума в Амстердаме и «Женщина, держащая весы» (около 1664) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне.

Маурицхейс обещал дать картину «Диана со спутницами» (1653–1654), но это было до того, как выставку пришлось дважды переносить из-за пандемии. Однако за это время Дрездену удалось договориться о замене — вместо «Дианы» на выставку приедет «Прерванный урок музыки» (1658–1659) из нью-йоркской Коллекции Фрика, не покидавший США с момента приобретения в 1901 году.

Хотя зрители явно будут толпиться вокруг Вермеера, выставка включает множество других интересных экспонатов. Около полусотни жанровых сцен кисти художников золотого века нидерландской живописи, в том числе Питера де Хоха и Герарда Дау, обеспечат широкий контекст.

Но главная задача выставки — отметить завершение потрясающего четырехлетнего реставрационного проекта, радикально преобразившего полотно «Девушка, читающая письмо у открытого окна» из коллекции музея. Недавнее обследование показало, что значительная часть изображения — стена за спиной девушки — была записана (вероятно, в начале XVIII века), а под записью скрыто изображение картины с Купидоном с луком в руке. Похожая изображена на полотне «Дама, стоящая у вёрджинела» (около 1670–1672) из Национальной галереи в Лондоне, а также когда-то была видна на «Прерванном уроке музыки» (но сейчас она едва различима).

Посетители выставки смогут убедиться, что реставрация радикально преобразила дрезденскую картину. До недавнего времени взгляд зрителя мгновенно приковывала голова девушки, но теперь фигура голенького упитанного Купидона тоже привлекает внимание: ваши глаза кочуют от читающей письмо героини картины к богу любви и обратно. С учетом того, как мало сохранилось работ Вермеера, такое изменение всего в одной композиции может помочь нам увидеть все наследие художника в новом свете.

Дрезденская картинная галерея старых мастеров
«Ян Вермеер. В отражении»
10 сентября 2021 — 2 января 2022

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+