От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране

№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве

Знакомство с художниками и их работами начинается в музее, а знакомство с музеем — с фильма «Внутри Уффици». Мир музея — это модель современного мира, где сталкиваются национальные интересы, а конфликт поколений метафорически представлен в сюжете о том, как рядом с залами, где восторженно замирают перед работами Боттичелли, размещают современную скульптуру.

Скульптура Жауме Пленсы в фильме «Вы меня слышите?» с удовольствием покидает пределы музея: она лучше чувствует себя в открытых публичных пространствах, Пленса задает ритм городской среде. В его фонтанах можно купаться, и это почти цитата из классики — вспомним, с каким удовольствием герои «Сладкой жизни» Феллини плещутся в римском фонтане Треви. Для японского города Огидзима Пленса сделал павильон в порту; по форме он похож на черепаху (это один из символов Японии), а его прозрачная конструкция напоминает о родных для скульптора испанских кружевах.

Японскую тему продолжает «Поездка в Токио» — виртуальная экскурсия по городу, где нашим гидом становится Рюэ Нисидзава. Авторы начинают путешествие с архитектором-звездой ранним дождливым утром, а заканчивают ироничной романтической сценой в лунном свете на крыше знаменитого дома Морияма, построенного Нисидзавой в 2005 году.

С традиционным японским искусством аниме нас знакомит фильм о творчестве Сатоси Кона — «Сатоси Кон, иллюзионист». Подобно художникам романтизма, он увлечен темой конфликта человека и общества, но уже в современную эпоху, когда кино, телевидение и интернет умножают виртуальные реальности.

Создатели фильма RIBOCA предлагают зрителям виртуальное путешествие по биеннале современного искусства, которая должна была состояться в Риге в прошлом году, но была практически отменена из-за пандемии — и тогда ее организаторы решили снять фильм, в котором кураторы Ребекка Ламарш-Вадель и София Лемос рассказывают о готовых работах, расположенных на территории бывшего грузового порта в Андрейсале.

Выдающийся немецкий режиссер Ульрике Оттингер в фильме «Парижские каллиграммы» дарит зрителю путешествие во Францию времен студенческих волнений 1960-х годов, возвращаясь в эпоху собственной юности. В городе своего детства, Белграде, оказывается и Марина Абрамович в фильме «Возвращение домой. Марина Абрамович и ее дети». Ностальгические путешествия обеих великих женщин неожиданным образом не замыкают, а размыкают круг: воспоминание и возвращение в прошлое дают возможность переоценки триумфов и неудач, увлечений и разочарований, открывая новое понимание того, что уже известно или почти забыто.

В «Дневниках Цугуа» Мигель Гомеш вместе с Маурин Фазендейру заняты поисками утраченного во время карантина времени. Сами они явно не теряли времени даром: снятый ими фильм летом этого года оказался в каннской программе «Двухнедельник режиссеров».

Произведения Леонардо да Винчи давно заняли самые почетные места в крупнейших музеях, но с его именем по-прежнему связаны громкие провокации в мире арт-бизнеса. Разобраться в сложных отношениях миллиардеров, искусствоведов и дилеров пытаются авторы фильма «Утраченный Леонардо», основанного на реальных событиях с картиной «Спаситель мира» и в то же время странно напоминающего киноленту Кристофера Нолана «Довод» — там сюжет закручивается вокруг рисунка Брейгеля.

Не менее интересно наблюдать за событиями фильма «Харджиев. Последний русский футурист», посвященного драматичной судьбе коллекционера и историка русского авангарда Николая Харджиева. Как в хорошем детективе, важна не только и не столько интрига — не менее любопытно слушать всех участников этой запутанной истории.

История, которая представлена в сериале «Пепперштейн: сюрреалити-шоу», объединяет сразу несколько жанров. Это портрет художника, знаменитого концептуалиста Павла Пепперштейна на фоне семьи, эпохи и страны, которой искусство было необходимо буквально как воздух. Тему сюрреализма, заявленного в названии фильма, органично поддерживают анимационные иллюстрации, которые иногда выглядят более убедительно, чем реальные объекты и локации.

Авторы выбранных нами в этом году фильмов находят разные причины и поводы поговорить о людях, связанных с искусством, будь то художники, кураторы или музейные хранители. Здравый смысл заставляет нас задуматься: почему произведения искусства вызывают такие эмоции, споры и запреты? наконец, почему они продаются за большие деньги? Вероятно, потому что способны изменить наше видение мира и наше представление о ценностях — а это дорогого стоит.

«Возвращение домой. Марина Абрамович и ее дети»

Режиссер Борис Милькович
Сербия, 2020

Марина Абрамович возвращается в Белград — город, откуда она уехала в середине 70-х годов прошлого века. Выставка The Cleaner подводит итог 50-летнему творческому пути: после Скандинавии, Германии, Италии и Польши художница привозит свой проект на родину. Абрамович уже классик, но перформанс — живое искусство в буквальном смысле слова, поэтому главным становится вопрос о том, насколько молодые художники смогут повторить ее опыт и как сложатся отношения Марины с новым поколением.

Для тех, кто хочет научиться современному искусству и понять, в какой момент оно из современного становится классическим.

Кадр из фильма «Возвращение домой. Марина Абрамович и ее дети». Режиссер Борис Милькович. Сербия, 2020. Фото: Фото: Action Production/LLC Abramovic
Кадр из фильма «Возвращение домой. Марина Абрамович и ее дети». Режиссер Борис Милькович. Сербия, 2020.
Фото: Фото: Action Production/LLC Abramovic
«Внутри Уффици»

Режиссеры Коринна Бельц и Энрике Санчес Ланш
Германия, 2021

Уникальная возможность увидеть скрытую от обычных посетителей жизнь одного из старейших музеев мира. Здесь собрана прекрасная коллекция искусства Ренессанса, но, чтобы зритель смог лучше понять, как устроена Галерея Уффици, авторы фильма расскажут не только о картинах Сандро Боттичелли, но и о людях, которые здесь работают. Директор музея, немецкий историк искусства Айке Шмидт, и его интернациональная команда стараются поддерживать баланс между сохранением классического национального достояния и обновлением музейной экспозиции.

Рекомендуется тем, кто любит посещать музеи, и обязателен для тех, кто собирается когда-нибудь выставить там свои произведения.

Кадр из фильма «Внутри Уффици». Режиссеры Коринна Бельц и Энрике Санчес Ланш. Германия, 2021. Фото: Zero One Film GmbH/Magnet Film
Кадр из фильма «Внутри Уффици». Режиссеры Коринна Бельц и Энрике Санчес Ланш. Германия, 2021.
Фото: Zero One Film GmbH/Magnet Film
«Вы меня слышите?»

Режиссер Педро Бальестерос
Испания, 2020

Виртуальный мастер-класс Жауме Пленсы и возможность наблюдать за процессом создания скульптур. Пленса родился в Барселоне, учился в Париже и преподает в Чикаго. Для тех, кто посетил его недавнюю выставку в Московском музее современного искусства, это возможность увидеть работы скульптора там, где они установлены, и почувствовать их роль в организации пространства — фильм начинается с открытия выставки в Королевских садах Стокгольма и заканчивается установкой скульптуры «Голоса» в Нью-Йорке.

Для тех, кто интересуется скульптурой и вопросами организации городской среды, и тех, кто хочет знать, как воображаемые объекты превращаются в материальные.

Кадр из фильма «Вы меня слышите?». Режиссер Педро Бальестерос. Испания, 2020. Фото: Plensa Studio Barcelona
Кадр из фильма «Вы меня слышите?». Режиссер Педро Бальестерос. Испания, 2020.
Фото: Plensa Studio Barcelona
«Сатоси Кон, иллюзионист»

Режиссер Паскаль-Алекс Винсент
Франция — Япония, 2021

Сатоси Кон — один из наиболее оригинальных художников манга и аниме, оказавший влияние на изобразительное искусство, анимацию и культуру Японии. Фильм о нем участвовал в официальной программе Каннского кинофестиваля 2021 года в разделе «Каннская классика». О Сатоси Коне вспоминают его друзья и сотрудники: Мамору Осии, Мамору Хосода, Масао Маруяма, а также Даррен Аронофски, процитировавший один из кадров Сатоси Кона (с разрешения автора) в фильме «Реквием по мечте».

Для тех, кто любит аниме и анимацию или только собирается начать знакомство с этим видом изобразительного искусства в движении.

Кадр из фильма «Сатоси Кон, иллюзионист». Режиссер Паскаль-Алекс Винсент. Франция — Япония, 2021. Фото: Eurospace/Genco/Allerton Films/Carlotta Films
Кадр из фильма «Сатоси Кон, иллюзионист». Режиссер Паскаль-Алекс Винсент. Франция — Япония, 2021.
Фото: Eurospace/Genco/Allerton Films/Carlotta Films
«Пепперштейн: сюрреалити-шоу»

Режиссер Евгений Митта
Россия, 2021

Творческий портрет художника и теоретика современного искусства Павла Пепперштейна на фоне исторических перемен сделан в жанре документального сериала с включением анимационных эпизодов и элементов документального кино. Анимация здесь отвечает за моменты, когда то, о чем говорят персонажи, нужно изобразить буквально и в соответствии с их интонацией. Названия серий отсылают то к личному опыту («Мама», «Папа», «Переделкино»), то к истории искусства («Создание группы „Медицинская герменевтика“»), а интригующий заголовок «Сладкая тьма» — на самом деле название первой персональной выставки Пепперштейна.

Для тех, кто (не) читал в детстве книги с рисунками Виктора Пивоварова или (не) видел, как кефирные грибки отправляются в полет.

Кадр из фильма «Пепперштейн: сюрреалити-шоу». Режиссер Евгений Митта. Россия, 2021. Фото: Евгений Митта и Андрей Сильвестров
Кадр из фильма «Пепперштейн: сюрреалити-шоу». Режиссер Евгений Митта. Россия, 2021.
Фото: Евгений Митта и Андрей Сильвестров
«Утраченный Леонардо»

Режиссер Андреас Кефед
США, 2021

История картины «Спаситель мира», которая вызвала восторг, скандал и судебные иски. Наша газета уже подробно писала об этих событиях. Авторы фильма пытаются разобраться, кто же первым сказал: «Леонардо», — и почему там, где речь идет о больших деньгах, решающим может оказаться суждение искусствоведа. Главным итогом, пожалуй, можно считать то, что Леонардо еще раз подтвердил свою репутацию самого загадочного художника.

Для тех, кто любит искусство и хочет понять, насколько оно надежно как способ вложения капитала.

Кадр из фильма «Утраченный Леонардо». Режиссер Андреас Кефед. США, 2021. Фото: Pumpernickel Films/With Mantaray Film/Elk Film
Кадр из фильма «Утраченный Леонардо». Режиссер Андреас Кефед. США, 2021.
Фото: Pumpernickel Films/With Mantaray Film/Elk Film
«Парижские каллиграммы»

Режиссер Ульрике Оттингер
Германия — Франция, 2020

Ульрике Оттингер вспоминает, как она, начинающая художница, приехала в Париж в 60-х годах прошлого века. В архивных документальных кадрах и графических работах самой Оттингер на экране оживают Сен-Жермен и Латинский квартал, литературные кафе и лавки букинистов, лидеры парижской богемы и политические демонстрации. Эта юная немецкая барышня, которая так живо воспринимает культуру чужой страны, скоро вырастет и будет слушать лекции Сартра, дружить с Бойсом, Фассбиндером и Шлёндорффом, писать пьесы и оперы и путешествовать на Камчатку и Сахалин по следам Адельберта фон Шамиссо.

Для тех, кто начинает знакомство с Ульрике Оттингер — или уже давно любит ее творчество, а также Париж, путешествия и приключения.

Кадр из фильма «Парижские каллиграммы». Режиссер Ульрике Оттингер. Германия — Франция, 2020. Фото: Zero One Film GmbH/Ideale Audience
Кадр из фильма «Парижские каллиграммы». Режиссер Ульрике Оттингер. Германия — Франция, 2020.
Фото: Zero One Film GmbH/Ideale Audience
«И вдруг все расцвело»

Режиссеры Давис Симанис, Ребекка Ламарш-Вадель
Латвия, 2020

Куратор Рижской международной биеннале современного искусства Ребекка Ламарш-Вадель превратила экспозицию, закрытую в прошлом году из-за пандемии, в съемочную площадку фильма. «Сценарий фильма следует за остатками первоначального плана выставки, петляя между незаконченными, переоформленными и переосмысленными замыслами и разворачиваясь как одиссея, художественный дрейф и размышление о непостоянстве вещей», — комментирует она свой проект.

Для тех, кто любит современное искусство или хочет стать куратором.

Кадр из фильма «И вдруг все расцвело». Режиссеры Давис Симанис и Ребекка Ламарш-Вадель. Латвия, 2020. Фото: Riga International Biennial of Contemporary Art
Кадр из фильма «И вдруг все расцвело». Режиссеры Давис Симанис и Ребекка Ламарш-Вадель. Латвия, 2020.
Фото: Riga International Biennial of Contemporary Art
«Харджиев. Последний русский футурист»

Режиссер Лилия Вьюгина
Россия, 2020

В начале 90-х годов прошлого века коллекцию Николая Ивановича Харджиева считали крупнейшим собранием документов русского авангарда. Сам хозяин никогда не составлял описи хранившихся у него сокровищ, полагаясь на свою память и не доверяя никому, кроме близких. Поэтому сейчас особенно трудно установить, куда пропала часть архива и в чьих коллекциях находятся картины, которые удалось нелегально вывезти из СССР. В фильме об этом рассказывают участники и свидетели тех событий, а за кадром звучит музыка почти неизвестных в России композиторов русского авангарда.

Для тех, кто понимает, что коллекционер в истории искусства играет не менее важную роль, чем художник.

«Харджиев. Последний русский футурист». Режиссер Лилия Вьюгина. Россия, 2020
«Харджиев. Последний русский футурист». Режиссер Лилия Вьюгина. Россия, 2020
«Поездка в Токио»

Режиссеры Ила Бека и Луиза Лемуан
Япония, 2020

Знакомство с архитектором и его любимым городом почти в жанре роуд-муви. За рулем винтажной Alfa Romeo лауреат Прицкеровской премии Рюэ Нисидзава. За окнами дождь, виды Токио в черно-белом кино иногда напоминают кадры из снимавшегося там «Соляриса» Андрея Тарковского. Роуд-муви постепенно превращается в фильм-портрет — и самого архитектора, и его города. Себя Ила Бека и Луиза Лемуан тоже немного показали — ведь их уже называют культовыми режиссерами архитектурного мира.

Для тех, кто любит Японию, ценит поэтическое кино и хочет знать, где и как правильно есть лапшу соба.

«Поездка в Токио». Режиссеры Ила Бека и Луиза Лемуан. Франция, 2020. Фото: IMDb
«Поездка в Токио». Режиссеры Ила Бека и Луиза Лемуан. Франция, 2020.
Фото: IMDb
«Дневники Цугуа»

Режиссеры Мигель Гомеш, Маурин Фазендейру
Португалия, 2021

В этом фильме все не то, чем кажется. Криста, Карлоту и Жуан строят вольер для бабочек и попутно решают разные хозяйственные вопросы в небольшом поместье, отрезанном от внешнего мира. Героев зовут так же, как и актеров, которые их играют, хотя, возможно, это не игра. В отличие от обычного дневника, который ведет счет дням, дневник Цугуа ведет, скорее, обратный отсчет. Неуловимым образом в финале все становится на свои места, и остается только оценить, как просто и тонко режиссеры пошутили или, наоборот, погрустили на тему самоизоляции.

Для тех, кто предпочитает голландский натюрморт фламандскому

«Дневники Цугуа». Режиссеры Мигель Гомеш, Маурин Фазендейру. Португалия, 2021. Фото: MUBI
«Дневники Цугуа». Режиссеры Мигель Гомеш, Маурин Фазендейру. Португалия, 2021.
Фото: MUBI

The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL
14–21 сентября 2021
Площадки: Летний кинотеатр Garage Screen, кинотеатры «Художественный», «Пионер» и «Иллюзион», Центр документального кино, Государственная Tретьяковская галерея, Мультимедиа Арт Музей, Москва

Уточнить расписание сеансов и приобрести билеты можно на www.tanrff.ru

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+