Здесь куют металл и привечают искусство

Одним из событий фестиваля стал перформанс «Триоратория». Фото: «Выкса / Арт-овраг»
Одним из событий фестиваля стал перформанс «Триоратория».
Фото: «Выкса / Арт-овраг»

Фестиваль новой культуры «Выкса / Арт-овраг» провел свой первый в этом году уик-энд. Второй запланирован на конец сентября

До начала 2010-х годов о городе Выкса, районном центре в Нижегородской области с населением немногим больше 50 тыс., знали по преимуществу те, кто так или иначе связан с металлургией. Здешний железорудный завод, основанный братьями Баташевыми еще в екатерининские времена, впоследствии стал индустриальным гигантом. А поселение рядом с ним превратилось в моногород, жизнь которого почти полностью зависит от этого производства. Такое положение дел характерно для многих географических точек на карте России, и везде как-то по-своему пытаются преодолевать негативные аспекты подобной «кармы».

В Выксе решили пойти путем искусства. С 2011 года по инициативе АО «ОМК» (Объединенная металлургическая компания) здесь проводится фестиваль, призванный не просто изменить облик города, но еще и привлечь жителей к соучастию, хотя бы мысленному. За минувшие годы в Выксе появилось больше сотни произведений уличного искусства (в основном их создавали приглашенные авторы), что дало основание устроителям объявить ее «столицей российского стрит-арта». Кто-то захочет поиронизировать, однако стрит-арт (и шире — паблик-арт) в таких масштабах и пропорциях на душу населения действительно вряд ли где у нас процветает пышнее.

Граффити Smile, созданное художницей Натальей Стручковой вместе с детьми из Выксы. Фото: Дмитрий Смолев/The Art Newspaper Russia
Граффити Smile, созданное художницей Натальей Стручковой вместе с детьми из Выксы.
Фото: Дмитрий Смолев/The Art Newspaper Russia

С самого начала фестиваль проходил ежегодно — правда, в прошлом году его периодичность несколько сбилась из-за коронавирусных ограничений. Тогда из намеченной обширной программы удалось реализовать лишь один, зато грандиозный проект: в октябре была презентована настенная роспись Эрика Булатова «Стой — иди. Амбар в Нормандии». Она стала третьим монументальным произведением на территории Индустриального стрит-арт-парка, который обосновался прямо на металлургическом заводе. А само это событие воспринималось в качестве «пробы пера» для новой фестивальной команды, возглавляемой куратором и художником Федором Павловым-Андреевичем. Как выразилась Ирина Седых, основательница фестиваля, глава фонда «ОМК-Участие» и лауреат Премии The Art Newspaper Russia этого года в номинации «Личный вклад», пора было влить свежую кровь. «Команда фестиваля меняется каждые три года, — говорит Ирина Седых, — и пока что мы не отходили от этой традиции. Ведь каждый новый куратор, каждый продюсер привносит что-то свое».

Эрик Булатов на фоне фрески «Стой — иди. Амбар в Нормандии». Фото: Дмитрий Чунтул и Наталья Польская
Эрик Булатов на фоне фрески «Стой — иди. Амбар в Нормандии».
Фото: Дмитрий Чунтул и Наталья Польская

Среди новшеств — трансформация общего названия. В нынешней версии «Выкса / Арт-овраг» вторую часть следует воспринимать как слегка устаревшую. Другое изменение касается фестивальной политики. Отныне ставка делается не на гастролеров, которые приехали-уехали, а на творческих людей, готовых хотя бы немного акклиматизироваться, приобщиться к реальной жизни города. Для обозначения этого процесса даже придуман термин «выксунизация». Наконец, раздвигаются хронологические границы фестиваля. В этом году вместо одного проводятся уже два уик-энда с разрывом в месяц, а дальше предполагается, что события начнут образовывать программу длиною в целый год.

Первый из двух уик-эндов 2021 года состоялся 27–29 августа. В этот отрезок уместилось довольно много всего, причем не только из области уличного искусства. Например, важной составляющей нынешнего фестиваля стал театр, а одним из хедлайнеров — Людмила Петрушевская. Она и сама активно выступала на публике, и напутствовала в качестве драматурга два спектакля: «Он в Аргентине» и «Карамзин. Театр в деревне» (второй, иммерсивный и сайт-специфичный, действительно проходил за городом, в аварийного вида Доме культуры поселка Досчатое).

Роза Хайруллина, Людмила Петрушевская и Ирина Пегова на показе спектакля «Он в Аргентине». Фото: «Выкса / Арт-овраг»
Роза Хайруллина, Людмила Петрушевская и Ирина Пегова на показе спектакля «Он в Аргентине».
Фото: «Выкса / Арт-овраг»

Начертано было на знамени фестиваля и слово «музыка». Причем в случае аудиопространственного перформанса «Триоратория» хоровое исполнение трех музыкальных сочинений: Nuper rosarum flores (средневековый композитор Гийом Дюфаи), «Без названия» (Владимир Мартынов) и «Из понятного» (Дмитрий Баженов) — было преподнесено в виде шоу (постановка Кати Бочавар) на берегу лебединого пруда в городском парке. Либретто подразумевало, что каждый из композиторов вдохновлялся собственным архитектурным мотивом: легендарный Дюфаи — знаменитым флорентийским собором Санта-Мария дель Фьоре с куполом Филиппо Брунеллески, живой классик Мартынов — водонапорной башней Владимира Шухова на территории Выксунского металлургического завода, а студент Московской консерватории Баженов — чертежами Чарльза Ренфро к его новой работе «Пустой пьедестал».

Та же оратория Дмитрия Баженова в исполнении сводного детского хора при местном Доме культуры имени Лепсе прозвучала и на церемонии открытия «Пустого пьедестала». Чарльз Ренфро, знаменитый американский архитектор, проектировщик Хайлайн-парка в Нью-Йорке и московского парка «Зарядье», сконструировал стальной постамент специально для Красной площади в Выксе. Со временем его будут поочередно занимать новые художественные произведения.

Некоторыми подробностями этого проекта с нами поделился директор фестиваля Федор Павлов-Андреевич: «Идея „Пустого пьедестала“ пришла мне в голову, потому что я, как художник, много работаю с идеей пустоты. Навеивали этот проект и пьедестал от памятника Дзержинскому в Москве, и „Четвертый постамент“ на Трафальгарской площади в Лондоне. Правда, в Выксе все происходит совсем иначе, чем в Лондоне. Здесь серия временных памятников будет делаться художниками, которые специально приедут в резиденцию в Выксу и будут искать партнерства с местными людьми. Как, например, это происходило у Чарльза Ренфро, который приезжал в Выксу и обсуждал с металлургами, как лучше воплотить его замысел.

На открытии «Пустого пьедестала» прозвучала оратория Дмитрия Баженова. Фото: «Выкса / Арт-овраг»
На открытии «Пустого пьедестала» прозвучала оратория Дмитрия Баженова.
Фото: «Выкса / Арт-овраг»

Первой приезжает бразильская художница Вивиан Каккури. Она удивительный мыслитель в современном искусстве, занимается смыслом звука и работает на стыке храмового звука с электронным. Она будет три недели работать с металлургами, и в следующий фестивальный уик-энд пройдет открытие этой работы, которая простоит три месяца. Потом пьедестал опять опустеет — до следующего произведения. Сейчас обсуждается возможный приезд итальянца Нико Вашелари, Алекса Шведера — американца, живущего в Берлине, и англичанина Дугласа Уайта».

Предполагается, что произведения этих и следующих выксунских арт-резидентов будут постепенно перекочевывать с пьедестала в новый скульптурный парк, вернее, в уже существующий парк под названием «Лесопосадка», где пока что можно обнаружить только инсталляцию Тимофея Ради «Все это не сон», установленную под присмотром прежнего куратора фестиваля Антона Кочуркина. Там со временем должен возникнуть заповедник современного искусства в природном окружении.

«Пустой пьедестал» — лишь одна из премьер нынешнего фестиваля «Выкса / Арт-овраг». Не обошлось здесь и без открытия очередного мурала. В микрорайоне Жуковского, где уже имеется целый ряд прежних опусов, включая работу покойного художника Паши 183 «Сказка о потерянном времени» (это произведение при ремонте дома однажды было уничтожено, но по инициативе жильцов впоследствии восстановлено), появились граффити под названием Smile (куратор — Ольга Погасова). Московская художница Наталья Стручкова в соавторстве с детьми из Выксы освоила торец панельной пятиэтажки, создав композицию в характерной для себя пиксельной манере.

Идею этого мурала Наталья Стручкова прокомментировала так: «Мы решили устроить прогулку по улицам Выксы. Надели добровольцам на голову маски героев „Майнкрафта“, разных персонажей, и у этих масок были квадратные глаза. Задание мое было такое: дети должны были посмотреть этими глазами на окружающий мир, но увидеть в нем не квадратные предметы, а круглые или треугольные. То, что они увидели, теперь изображено на этой стене. Не все удалось вместить, но самые понятные, узнаваемые предметы я постаралась оставить. В целом просто хотелось добавить позитивного настроения».

Соучастие выксунцев в фестивальной программе на этот раз приобрело максимально разнообразные формы. Вплоть до того, что некоторые жители города стали исполнителями невыдуманных ролей в гастрономическом променад-спектакле «По домам». Этот формат подразумевает, что группы зрителей перемещаются по адресам, где их ждут фирменные блюда той или иной семейной кухни, причем угощение сопровождается рассказами хозяев об их житье-бытье.

Тем, кто соберется на второй фестивальный уик-энд (24–26 сентября), вообще стоит иметь в виду, что передвигаться по городу и его окрестностям придется много. Выкса хоть и невелика по численности населения, но обширна по занимаемой площади, и события происходят в разных локациях. Впрочем, предусмотрен программой и крепкий, здоровый сон после бурного дня: в местном историческом музее по ночам проводится Sleep Concert под живую музыку Жени Горбунова. Призраков не обещают, но медитацию гарантируют.

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+