18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка потратила доход от эндаумента на картины про свадьбу и похороны

Музей приобрел два полотна внука Зинаиды Серебряковой — художника-монументалиста Ивана Николаева, оформившего станции метро «Боровицкая», «Отрадное» и «Достоевская»

Новые приобретения Государственной Третьяковской галереи были представлены в залах постоянной экспозиции на Крымском Валу. Это станковые произведения известного советского художника-монументалиста Ивана Валентиновича Николаева (р. 1940), представителя знаменитой династии Серебряковых — Лансере — Бенуа, — картины «Свадьба у Александровского сада» (1987) и «Похоронный оркестр» (1992). По данным Forbes, на первую потрачено 3 млн руб., на вторую — 1,5 млн руб.

На презентации работ директор музея Зельфира Трегулова сказала, что полотна приобретены на доход от эндаумент-фонда ГТГ. Фонд, основанный в 2018 году с помощью Благотворительного фонда Владимира Потанина, внесшего весомый начальный взнос в размере 100 млн руб., разделен на две части. Средства от одной идут на развитие малых музеев ГТГ, вторая позволяет пополнять коллекцию. Трегулова рассказала, что в 2020 году фондами управляли две разные компании: одна — аффилированная с банком ВТБ, вторая — с Газпромбанком, и они как бы соревновались в том, кто из них больше заработает для галереи.

В итоге 2020 год обеспечил весьма весомый доход в размере 9,6% — практически удалось достичь докризисного уровня прибыли.

Весной 2021 года на заседании совета по использованию целевого капитала было решено приобрести эти работы.

Показ приобретений прошел в присутствии детей и внуков автора. «Николаев — один из самых ярких и важных художников последних десятилетий, — отметила Трегулова. — Трудно поверить, что это первые картины художника, которые попали в собрание ГТГ. Я счастлива, что мы стоим перед его работами в постоянной экспозиции. Будем надеяться, что у нас получится приобрести еще. Коллеги из Русского музея опередили нас в этом вопросе».

По словам директора Третьяковской галереи, с полотном «Свадьба у Александровского сада» у нее связана памятная история. Когда Трегулова в качестве куратора готовила проект «Москва: сокровища и традиции» (1990), с успехом представивший панораму русского искусства начиная с XII века в музеях Сиэтла и Вашингтона, она не могла найти современную работу, которая стала бы достойным хронологическим завершением экспозиции, иллюстрирующим наши дни. «И вот тогда Светлана Джафарова посоветовала мне сходить в мастерскую к Николаеву, — рассказала Трегулова. — Я открыла в его мастерской новый мир, который был парадоксально далек от мира официального искусства, но при этом продолжал традиции русской живописи». В итоге эта картина поехала в США — а сегодня попала в постоянную экспозицию ГТГ.

Поэтому Николаев, чье творчество большинству москвичей известно (правда, анонимно) по оформлению станций метро «Боровицкая», «Отрадное» и «Достоевская», был хорошо знаком Трегуловой. «Когда несколько лет назад коллеги предложили мне сделать выставку его работ в галерее, я согласилась. Но оказалось, что у нас нет ни единого его произведения!» — отметила она. В итоге выставка Ивана Николаева прошла в ГТГ зимой 2018–2019 годов с участием произведений, предоставленных самим художником. Три трехмерных объекта и инсталляции («Голова», 1974–1975; «Музыкальный экспресс», 1976; «Смерть Попкова», 1978) он после завершения экспозиции подарил музею, а две обсуждаемые картины оставил на временное хранение. И вот теперь их удалось приобрести.

Зельфира Трегулова отметила на презентации: «Николаев — выдающийся монументалист, он этим и зарабатывал. Живописью же он занимался для себя, и выставка, сделанная нами, открыла многим глаза на его творчество». И добавила:

«Оказалось, что разделение на официальное и неофициальное искусство искусственно и его нельзя причислить ни туда, ни туда. При этом Николаев занимался экспериментами, опережая нонконформистов».

Куратор выставки 2018 года, научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Анастасия Курляндцева так описала творчество мастера: «Николаев — особенный художник. Он стоит особняком от официальных и неофициальных линий искусства. Он придумал собственный метод, который идет от его монументальных работ, с плоскостями стен, потолков. И этот метод, вкупе с тем, что оба его родителя были театральными художниками и он фактически вырос в театре, дает нам гибрид экспрессионизма, сюрреализма и реализма».

Напомним, что в 2020 году доход от эндаумент-фонда Третьяковской галереи был потрачен на покупку «Ветки» Андрея Монастырского.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+