18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка потратила доход от эндаумента на картины про свадьбу и похороны

Музей приобрел два полотна внука Зинаиды Серебряковой — художника-монументалиста Ивана Николаева, оформившего станции метро «Боровицкая», «Отрадное» и «Достоевская»

Новые приобретения Государственной Третьяковской галереи были представлены в залах постоянной экспозиции на Крымском Валу. Это станковые произведения известного советского художника-монументалиста Ивана Валентиновича Николаева (р. 1940), представителя знаменитой династии Серебряковых — Лансере — Бенуа, — картины «Свадьба у Александровского сада» (1987) и «Похоронный оркестр» (1992). По данным Forbes, на первую потрачено 3 млн руб., на вторую — 1,5 млн руб.

На презентации работ директор музея Зельфира Трегулова сказала, что полотна приобретены на доход от эндаумент-фонда ГТГ. Фонд, основанный в 2018 году с помощью Благотворительного фонда Владимира Потанина, внесшего весомый начальный взнос в размере 100 млн руб., разделен на две части. Средства от одной идут на развитие малых музеев ГТГ, вторая позволяет пополнять коллекцию. Трегулова рассказала, что в 2020 году фондами управляли две разные компании: одна — аффилированная с банком ВТБ, вторая — с Газпромбанком, и они как бы соревновались в том, кто из них больше заработает для галереи.

В итоге 2020 год обеспечил весьма весомый доход в размере 9,6% — практически удалось достичь докризисного уровня прибыли.

Весной 2021 года на заседании совета по использованию целевого капитала было решено приобрести эти работы.

Показ приобретений прошел в присутствии детей и внуков автора. «Николаев — один из самых ярких и важных художников последних десятилетий, — отметила Трегулова. — Трудно поверить, что это первые картины художника, которые попали в собрание ГТГ. Я счастлива, что мы стоим перед его работами в постоянной экспозиции. Будем надеяться, что у нас получится приобрести еще. Коллеги из Русского музея опередили нас в этом вопросе».

По словам директора Третьяковской галереи, с полотном «Свадьба у Александровского сада» у нее связана памятная история. Когда Трегулова в качестве куратора готовила проект «Москва: сокровища и традиции» (1990), с успехом представивший панораму русского искусства начиная с XII века в музеях Сиэтла и Вашингтона, она не могла найти современную работу, которая стала бы достойным хронологическим завершением экспозиции, иллюстрирующим наши дни. «И вот тогда Светлана Джафарова посоветовала мне сходить в мастерскую к Николаеву, — рассказала Трегулова. — Я открыла в его мастерской новый мир, который был парадоксально далек от мира официального искусства, но при этом продолжал традиции русской живописи». В итоге эта картина поехала в США — а сегодня попала в постоянную экспозицию ГТГ.

Поэтому Николаев, чье творчество большинству москвичей известно (правда, анонимно) по оформлению станций метро «Боровицкая», «Отрадное» и «Достоевская», был хорошо знаком Трегуловой. «Когда несколько лет назад коллеги предложили мне сделать выставку его работ в галерее, я согласилась. Но оказалось, что у нас нет ни единого его произведения!» — отметила она. В итоге выставка Ивана Николаева прошла в ГТГ зимой 2018–2019 годов с участием произведений, предоставленных самим художником. Три трехмерных объекта и инсталляции («Голова», 1974–1975; «Музыкальный экспресс», 1976; «Смерть Попкова», 1978) он после завершения экспозиции подарил музею, а две обсуждаемые картины оставил на временное хранение. И вот теперь их удалось приобрести.

Зельфира Трегулова отметила на презентации: «Николаев — выдающийся монументалист, он этим и зарабатывал. Живописью же он занимался для себя, и выставка, сделанная нами, открыла многим глаза на его творчество». И добавила:

«Оказалось, что разделение на официальное и неофициальное искусство искусственно и его нельзя причислить ни туда, ни туда. При этом Николаев занимался экспериментами, опережая нонконформистов».

Куратор выставки 2018 года, научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Анастасия Курляндцева так описала творчество мастера: «Николаев — особенный художник. Он стоит особняком от официальных и неофициальных линий искусства. Он придумал собственный метод, который идет от его монументальных работ, с плоскостями стен, потолков. И этот метод, вкупе с тем, что оба его родителя были театральными художниками и он фактически вырос в театре, дает нам гибрид экспрессионизма, сюрреализма и реализма».

Напомним, что в 2020 году доход от эндаумент-фонда Третьяковской галереи был потрачен на покупку «Ветки» Андрея Монастырского.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+