Третьяковка потратила доход от эндаумента на картины про свадьбу и похороны

Иван Николаев. «Похоронный оркестр». 1992. Фрагмент. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Иван Николаев. «Похоронный оркестр». 1992. Фрагмент.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Музей приобрел два полотна внука Зинаиды Серебряковой — художника-монументалиста Ивана Николаева, оформившего станции метро «Боровицкая», «Отрадное» и «Достоевская»

Новые приобретения Государственной Третьяковской галереи были представлены в залах постоянной экспозиции на Крымском Валу. Это станковые произведения известного советского художника-монументалиста Ивана Валентиновича Николаева (р. 1940), представителя знаменитой династии Серебряковых — Лансере — Бенуа, — картины «Свадьба у Александровского сада» (1987) и «Похоронный оркестр» (1992). По данным Forbes, на первую потрачено 3 млн руб., на вторую — 1,5 млн руб.

На презентации работ директор музея Зельфира Трегулова сказала, что полотна приобретены на доход от эндаумент-фонда ГТГ. Фонд, основанный в 2018 году с помощью Благотворительного фонда Владимира Потанина, внесшего весомый начальный взнос в размере 100 млн руб., разделен на две части. Средства от одной идут на развитие малых музеев ГТГ, вторая позволяет пополнять коллекцию. Трегулова рассказала, что в 2020 году фондами управляли две разные компании: одна — аффилированная с банком ВТБ, вторая — с Газпромбанком, и они как бы соревновались в том, кто из них больше заработает для галереи.

В итоге 2020 год обеспечил весьма весомый доход в размере 9,6% — практически удалось достичь докризисного уровня прибыли.

Весной 2021 года на заседании совета по использованию целевого капитала было решено приобрести эти работы.

Показ приобретений прошел в присутствии детей и внуков автора. «Николаев — один из самых ярких и важных художников последних десятилетий, — отметила Трегулова. — Трудно поверить, что это первые картины художника, которые попали в собрание ГТГ. Я счастлива, что мы стоим перед его работами в постоянной экспозиции. Будем надеяться, что у нас получится приобрести еще. Коллеги из Русского музея опередили нас в этом вопросе».

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на презентации приобретений. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на презентации приобретений.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

По словам директора Третьяковской галереи, с полотном «Свадьба у Александровского сада» у нее связана памятная история. Когда Трегулова в качестве куратора готовила проект «Москва: сокровища и традиции» (1990), с успехом представивший панораму русского искусства начиная с XII века в музеях Сиэтла и Вашингтона, она не могла найти современную работу, которая стала бы достойным хронологическим завершением экспозиции, иллюстрирующим наши дни. «И вот тогда Светлана Джафарова посоветовала мне сходить в мастерскую к Николаеву, — рассказала Трегулова. — Я открыла в его мастерской новый мир, который был парадоксально далек от мира официального искусства, но при этом продолжал традиции русской живописи». В итоге эта картина поехала в США — а сегодня попала в постоянную экспозицию ГТГ.

Иван Николаев. «Свадьба у Александровского сада». 1987. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Николаев. «Свадьба у Александровского сада». 1987.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Поэтому Николаев, чье творчество большинству москвичей известно (правда, анонимно) по оформлению станций метро «Боровицкая», «Отрадное» и «Достоевская», был хорошо знаком Трегуловой. «Когда несколько лет назад коллеги предложили мне сделать выставку его работ в галерее, я согласилась. Но оказалось, что у нас нет ни единого его произведения!» — отметила она. В итоге выставка Ивана Николаева прошла в ГТГ зимой 2018–2019 годов с участием произведений, предоставленных самим художником. Три трехмерных объекта и инсталляции («Голова», 1974–1975; «Музыкальный экспресс», 1976; «Смерть Попкова», 1978) он после завершения экспозиции подарил музею, а две обсуждаемые картины оставил на временное хранение. И вот теперь их удалось приобрести.

Зельфира Трегулова отметила на презентации: «Николаев — выдающийся монументалист, он этим и зарабатывал. Живописью же он занимался для себя, и выставка, сделанная нами, открыла многим глаза на его творчество». И добавила:

«Оказалось, что разделение на официальное и неофициальное искусство искусственно и его нельзя причислить ни туда, ни туда. При этом Николаев занимался экспериментами, опережая нонконформистов».

Куратор выставки 2018 года, научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Анастасия Курляндцева так описала творчество мастера: «Николаев — особенный художник. Он стоит особняком от официальных и неофициальных линий искусства. Он придумал собственный метод, который идет от его монументальных работ, с плоскостями стен, потолков. И этот метод, вкупе с тем, что оба его родителя были театральными художниками и он фактически вырос в театре, дает нам гибрид экспрессионизма, сюрреализма и реализма».

Напомним, что в 2020 году доход от эндаумент-фонда Третьяковской галереи был потрачен на покупку «Ветки» Андрея Монастырского.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+