Выставка номинантов премии «Инновация» проходит в Нижнем Новгороде

Мария Сафронова. «Что, если?». 2020. Фото: Фото: Геометрия/Анастасия Пономарева
Мария Сафронова. «Что, если?». 2020.
Фото: Фото: Геометрия/Анастасия Пономарева

В этом году произведения номинан тов «Инновации» показывают в нижегородском «Арсенале» до вручения премии, которое состоится 27 августа

Премия «Инновация» — одна из четырех главных российских премий в области современного искусства. Три другие — Кандинского, Курехина и премия The Art Newspaper Russia — частные инициативы, а «Инновация» — награда государственная. Вручают ее с 2005 года, количество номинаций постепенно увеличилось до семи: «Проект года», «Куратор года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Книга года», «За творческий вклад» и «За поддержку современного искусства». С 2019-го местом проведения «Инновации» стал Нижний Новгород. Точнее — Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (ГЦСИ Нижний Новгород — Арсенал). В 2020-м из-за пандемии призовой фонд премии в 3 млн руб. разделили поровну между всеми, кто попал в шорт-лист, что было исключением из правил.

В этом году на премию было подано 460 заявок, из которых жюри отобрало 35 работ. Нарушая устоявшуюся традицию, итоговую выставку открыли 25 июня, а победителей назовут в конце августа. Обычно открытие выставки и объявление победителей проходило одновременно, а потом публика пару месяцев ходила и смотрела, кто есть самый важный в современном искусстве. В нынешнем году она тоже может смотреть, но как бы вслепую, еще не зная, кто «Инновацию» выиграет.

Наверное, в таком регламенте тоже есть свое очарование, так как акцент переносится с соревнования на, так сказать, консолидированное высказывание. По словам куратора Дарьи Ткачевой, общей платформой для всех отечественных художников стал «образовательный поворот». Если раньше таким общим знаменателем был новый образный язык (все, что не живопись и скульптура, инсталляции, акции и проч.) или социальная позиция (за демократию и против тоталитаризма), то сегодня важно поделиться со зрителем новыми знаниями. Огромное количество художественных произведений включают разного рода исторические исследования, граница между изучением темы и визуальной ее интерпретацией становится все более условной.

Людмила Калиниченко. «Срок годности: не ограничен». 2020. Фото: Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде (Арсенал)
Людмила Калиниченко. «Срок годности: не ограничен». 2020.
Фото: Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде (Арсенал)

Например, Елизавета Коновалова (проект «Свобода. 1919.2020») заинтересовалась барельефом, когда-то украшавшим Большой Каменный мост в Москве. На барельефе была изображена фигурка с поднятой рукой, почти неузнаваемая под многочисленными слоями масляной краски. Художница выяснила, что это изображение статуи Свободы скульптора Николая Андреева, памятник первой советской конституции. Елизавета сделала из барельефа трехметровый фотоснимок, чтобы показать, как за 100 лет символ свободы растерял свою героическую привлекательность.

Или вот проект «Что, если?» Марии Сафроновой, буквально посвященный школе, а точнее — занятиям по ОБЖ: на картинах мы видим школьников, примеряющих костюмы химзащиты и разбирающих автомат. Живопись исполнена в добротной академической манере, которая подчеркивает обыденность происходящего. Но что, если эти знания действительно понадобятся? Автор иллюстрирует худший сценарий видами заброшенных опустевших классов. Такое вот деликатное, без аффектации размышление о возможном конце света.

Мария Сафронова. Из серии «Что, если?». 2020. Фото: Геометрия/Анастасия Пономарева
Мария Сафронова. Из серии «Что, если?». 2020.
Фото: Геометрия/Анастасия Пономарева

Далеко не все произведения имеют политический подтекст. «Сад ускользающих соноров» Сергея Филатова — это металлические лепестки, свободно висящие в пространстве. Когда зритель оказывается поблизости, где-то замыкается сеть, и металл, получив электрический импульс, начинает звучать. После недавних эпохальных выставок кинетического искусства арт-сообщество с огромной благосклонностью воспринимает проекты на стыке техники и арта.

Эффектную работу «Картотека гоголевских ландшафтов Российской империи. По пьесе Н.В.Гоголя „Мертвые души“» представила выпускница ГИТИСа Евгения Ржезникова. Зрителю предлагают подойти к микрофону перед экраном, надеть наушники и прочитать с листа отрывок из Гоголя. От звука голоса инсталляция оживает: на экране начинают плыть русские пейзажи, появляются анимированные крестьяне, звучат народные песни. Если бы награждали за интерактивность, за вовлечение в игру, то эта работа наверняка получила бы премию. При обилии отвлекающих моментов, колоритных пейзан и музыки самым восхитительным оказывается первоисточник — текст «Мертвых душ».

Анна Злотко. Арт-резиденция «Марьин дом». «Слы(у)шать Север». Фото: Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде (Арсенал)
Анна Злотко. Арт-резиденция «Марьин дом». «Слы(у)шать Север».
Фото: Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде (Арсенал)

В номинацию «Проект года» попали такие громкие выставки, как «Мы храним наши белые сны» (уже отмеченная премией The Art Newspaper Russia как «Выставка года»), «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», «Найди еврея. 3D-повесть» и проч. Среди книг интригуют «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020» Антонины Трубицыной. На звание «Куратор года» претендует Георгий Шаров, в одиночку подготовивший фестиваль стрит-арта «Один за всех» в Братске. С полным списком номинантов и описанием проектов можно ознакомиться на сайте премии.

В этом году «Инновацию» вручают в 16-й раз. Каждый год по итогам премии издают каталог. Составленные воедино, они воспринимаются как полная и объективная летопись современного русского искусства, и это одно из важнейших достижений премии.

Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде (Арсенал)
Выставка номинантов премии «Инновация-2021»
До 29 августа

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+