18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Угроза наследию в Афганистане может быть серьезней, чем в 2001 году

Хорошо осведомленный анонимный источник в эксклюзивном интервью The Art Newspaper рассказал о том, как музеи защищают свои коллекции в стране, которую стремительно захватывают талибы

The Art Newspaper удалось побеседовать с музейным куратором, который хорошо знаком с наследием Афганистана и поддерживает тесную связь с коллегами в Кабульском музее. Всего несколько часов спустя после того, как движение «Талибан» (запрещено в РФ) захватило столицу страны, он откровенно ответил на наши вопросы, но предпочел сохранить анонимность.

Прошло 20 лет с тех пор, как талибы взорвали две статуи Будды в Бамиане. Сейчас культурное наследие страны в такой же опасности?

Меняет ли леопард свои пятна? Достаточно посмотреть на структуру командования «Талибана» (запрещен в РФ) и на их сторонников, чтобы понять, что с 2001 года мало что изменилось — разве что в худшую сторону.

Национальный музей Афганистана, расположенный на окраине Кабула, является важнейшим хранилищем археологического наследия страны. Насколько хорошо защищена его коллекция?

В последние несколько месяцев сотрудники занимались тем, что снимали объекты с экспозиции, упаковывали их и отправляли в безопасные места. С моей стороны было бы неосмотрительно сообщать больше.

Вы упомянули, что этих мест несколько. Я правильно понимаю, что коллекцию рассредоточили и теперь она находится за пределами музея?

Да. У всех музеев есть план действий в чрезвычайных обстоятельствах — и эти планы пересматриваются в зависимости от угрозы. В 1994 году Кабульский музей сильно пострадал в результате ракетного обстрела во время гражданской войны. В 2001 году его коллекции был нанесен колоссальный ущерб в результате иконоборческой атаки боевиков «Талибана» (запрещен в РФ). Уверяю вас, у Кабульского музея есть очень четкий план действий в чрезвычайной ситуации.

Какова ситуация с местами археологических раскопок?

К величайшему сожалению, большинство археологических объектов уже давно и немыслимо сильно пострадали от действий мародеров, продолжавшихся с 1960-х годов и до последнего времени. Значительная часть археологического ландшафта попросту исчезла. Многие буддистские памятники взорвали в 2001 году, в том числе в поисках транспортабельных древностей, пригодных для незаконной продажи.

В феврале «Талибан» (запрещен в РФ) выпустил заявление, в котором пообещал беречь наследие. Вы верите в это?

Давайте требовать от них исполнения обещаний. Этой властью наделены военные трибуналы. В краткосрочной перспективе вся культура, быть может, и не будет разрушена, но меня больше всего беспокоят последствия в средней и долгосрочной перспективе. Они могут нанести урон и без того травмированной стране, в которой едва выросло одно поколение, успевшее воспользоваться плодами доступа к культурному наследию. Это чувство надежды только что было уничтожено. Но история развивается циклически, и ни одно правительство не остается у власти вечно. Будем надеяться, что культура в Афганистане погрузилась в сон — и пробудится вновь, когда положение изменится.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+