18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Угроза наследию в Афганистане может быть серьезней, чем в 2001 году

Хорошо осведомленный анонимный источник в эксклюзивном интервью The Art Newspaper рассказал о том, как музеи защищают свои коллекции в стране, которую стремительно захватывают талибы

The Art Newspaper удалось побеседовать с музейным куратором, который хорошо знаком с наследием Афганистана и поддерживает тесную связь с коллегами в Кабульском музее. Всего несколько часов спустя после того, как движение «Талибан» (запрещено в РФ) захватило столицу страны, он откровенно ответил на наши вопросы, но предпочел сохранить анонимность.

Прошло 20 лет с тех пор, как талибы взорвали две статуи Будды в Бамиане. Сейчас культурное наследие страны в такой же опасности?

Меняет ли леопард свои пятна? Достаточно посмотреть на структуру командования «Талибана» (запрещен в РФ) и на их сторонников, чтобы понять, что с 2001 года мало что изменилось — разве что в худшую сторону.

Национальный музей Афганистана, расположенный на окраине Кабула, является важнейшим хранилищем археологического наследия страны. Насколько хорошо защищена его коллекция?

В последние несколько месяцев сотрудники занимались тем, что снимали объекты с экспозиции, упаковывали их и отправляли в безопасные места. С моей стороны было бы неосмотрительно сообщать больше.

Вы упомянули, что этих мест несколько. Я правильно понимаю, что коллекцию рассредоточили и теперь она находится за пределами музея?

Да. У всех музеев есть план действий в чрезвычайных обстоятельствах — и эти планы пересматриваются в зависимости от угрозы. В 1994 году Кабульский музей сильно пострадал в результате ракетного обстрела во время гражданской войны. В 2001 году его коллекции был нанесен колоссальный ущерб в результате иконоборческой атаки боевиков «Талибана» (запрещен в РФ). Уверяю вас, у Кабульского музея есть очень четкий план действий в чрезвычайной ситуации.

Какова ситуация с местами археологических раскопок?

К величайшему сожалению, большинство археологических объектов уже давно и немыслимо сильно пострадали от действий мародеров, продолжавшихся с 1960-х годов и до последнего времени. Значительная часть археологического ландшафта попросту исчезла. Многие буддистские памятники взорвали в 2001 году, в том числе в поисках транспортабельных древностей, пригодных для незаконной продажи.

В феврале «Талибан» (запрещен в РФ) выпустил заявление, в котором пообещал беречь наследие. Вы верите в это?

Давайте требовать от них исполнения обещаний. Этой властью наделены военные трибуналы. В краткосрочной перспективе вся культура, быть может, и не будет разрушена, но меня больше всего беспокоят последствия в средней и долгосрочной перспективе. Они могут нанести урон и без того травмированной стране, в которой едва выросло одно поколение, успевшее воспользоваться плодами доступа к культурному наследию. Это чувство надежды только что было уничтожено. Но история развивается циклически, и ни одно правительство не остается у власти вечно. Будем надеяться, что культура в Афганистане погрузилась в сон — и пробудится вновь, когда положение изменится.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+