18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древнеримская дорога проходила по дну Венецианской лагуны

Ранее считалось, что Венеция была построена на «пустынном месте», однако гидроакустическое сканирование указывает на наличие более древних построек и поселений, скрытых под водой

В журнале Scientific Reports вышла статья, авторы которой полагают, что под водами Венецианской лагуны могут скрываться остатки римской дороги. При помощи гидроакустической технологии ученым удалось обнаружить археологический материал на дне канала Трепорти, расположенного к востоку от центра Венеции. Их находки могут свидетельствовать о том, что крупные поселения возникли на этой территории на много столетий раньше, чем принято считать.

«Мы полагаем, что обнаружили часть дороги, которая когда-то соединяла южную и северную части Венецианской лагуны и шла от Кьоджи (древней Клодии) в город Альтинум», — говорит Фантина Мадрикардо из ISMAR — Института морских наук в Венеции.

На полученных изображениях удалось идентифицировать 12 отрезков дороги, лежащих на линии протяженностью более чем в километр, тянувшейся, вероятно, вдоль античной береговой полосы. Длина самого крупного из отрезков составляет 52,7 м.

Во времена Древнего Рима уровень воды в Венецианской лагуне был гораздо ниже и значительную часть ее площади составляла суша. Водолазы регулярно находят на дне римские артефакты, в том числе амфоры и объекты, которые идентифицируют как брусчатку. Тем не менее историки долгое время спорили, действительно ли на этой территории располагались постоянные римские поселения за сотни лет до основания Венеции, которое принято относить к V веку.

«Считалось, что Венеция была построена на „пустынном месте“, лишенном каких-либо следов присутствия человека, а находки древнеримской эпохи на дне лагуны и в придонном слое относятся к зданиям, стоявшим на окружающей лагуну суше», — пишут исследователи в статье. Они добавляют, что отчасти проблема связана с тем, что ученые рассматривали лагуну «как отдельную от материка территорию» и в последние десятилетия публиковалась информация лишь о небольшой части находок и раскопок, проведенных там.

Результаты свежего исследования указывают на то, что на землях, ныне занятых Венецианской лагуной, когда-то было множество римских поселений.

Помимо древней дороги, гидроакустическое сканирование позволило обнаружить в канале Трепорти еще четыре объекта. Один из них, площадью 700 кв. м, с круглой башней в центре, вероятно, был портом. Ученые также использовали археологические и геоморфологические данные для реконструкции микроклимата лагуны в древнеримскую эпоху и пришли к выводу, что прибрежная территория была покрыта богатой растительностью и, возможно, даже использовалась для земледелия.

Основываясь на совокупности данных, ученые утверждают, что обнаруженная дорога шла вдоль песчаного побережья лагуны и, вероятно, входила в состав обширной сети римских дорог. Если это действительно так, то она могла быть последним отрезком шедшего с юга пути, соединявшего древнюю Клодию на юге лагуны с Альтинумом на севере.

«Нам известно, что к северу от обследованного участка был обнаружен и раскопан ряд других римских сооружений (в том числе башня и цистерна), но наличие такой инфраструктуры заставляет заново оценить масштабы поселений в регионе», — говорит Мадрикардо.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+