Редкие фотографии Роберта Капы покажут на Photo London

Роберт Капа. «Немецкий солдат, взятый в плен американскими войсками». Италия, июль — август 1943. Фото: Robert Capa/International Center of Photography/Magnum Photos
Роберт Капа. «Немецкий солдат, взятый в плен американскими войсками». Италия, июль — август 1943.
Фото: Robert Capa/International Center of Photography/Magnum Photos

В экспозицию войдет ряд наиболее ранних известных отпечатков легендарного основателя агентства Magnum из прежде не выставлявшейся коллекции

Редко экспонируемые старые отпечатки Роберта Капы (1913–1954), легендарного военного фотографа и основателя фотоагентства Magnum Photos, будут представлены на выставке «Достаточно близко» в рамках ярмарки Photo London, которая пройдет c 9 по 12 сентября.

Название экспозиции отсылает к афоризму Капы: «Если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко».

На ней покажут работы из коллекции бывшего исполнительного директора Magnum Дэвида Когана — более 50 фотографий крупных военных конфликтов, которые Капа успел осветить за недолгую жизнь. Он и его камера стали свидетелями гражданской войны в Испании, японо-китайской войны 1937–1945 годов, Второй мировой войны и арабо-израильской войны 1948 года, а умер Капа в возрасте 40 лет, подорвавшись на противопехотной мине во время первой индокитайской войны (в отечественной историографии — вторая французско-вьетнамская война) 1945–1954 годов.

На «Достаточно близко» можно увидеть оригинальные отпечатки ряда знаковых снимков — от сделанного в 1932 году в Копенгагене портрета Льва Троцкого, читающего студентам лекцию об Октябрьской революции, первой опубликованной фотографии Капы, до одного из самых ранних среди сохранившихся отпечатков снимка, сегодня известного под названием «Падающий солдат». На фото, сделанном 25-летним Капой в 1936 году в битве при Серро-Муриано во время гражданской войны в Испании, запечатлен сраженный пулей солдат. Этот снимок стал символом непревзойденной способности фотографии предельно драматично изображать насилие и смерть. Он появился за десятилетия до того, как официальное прикомандирование фотожурналистов к боевым частям стало обязательным; считается, что именно он задал основные принципы, стал отправной точкой военной фотографии.

Роберт Каппа. «Падающий солдат». 1936. Фото: Robert Capa/International Center of Photography/Magnum Photos
Роберт Каппа. «Падающий солдат». 1936.
Фото: Robert Capa/International Center of Photography/Magnum Photos

На выставке также представлен фотоаппарат Leica, с которым Роберт Капа учился снимать и которым сделал свои самые ранние фотографии. Экспозиция подробно рассказывает о жизни фотографа, родившегося в еврейской семье в Будапеште в 1913 году и в 18 лет приехавшего в Берлин в качестве политического беженца и диссидента-коммуниста. В Германии Капа стал свидетелем прихода к власти Гитлера, бежал — сначала в Париж, а затем в Америку, освещал Вторую мировую из тыла союзников. Фотографии Капы с пляжа Омаха-Бич, также вошедшие в экспозицию, представляют собой одни из немногих снимков высадки союзнических войск в Нормандии в июне 1944 года, сделанных независимым фотографом.

«Отделить Капу от его мифа может быть весьма трудно, — рассказал The Art Newspaper Дэвид Коган. — Его фотография была фотографией человека молодого. Вот он бежит из Венгрии в Берлин, вот ему выдают дешевую камеру Leica и отправляют фотографировать Троцкого — и из этого нечаянно рождается фотограф».

«Новостная индустрия тогда, как во многом и сейчас, была в упадке. Никто не учил его. Просто у него был инстинкт, помогавший ему оказываться в нужном месте в нужное время, и его инструментом и выразительным средством была камера — в то время это выделяло его на общем фоне. Люди могут спорить, был ли он великим фотографом или нет, но он, несомненно, умел запечатлевать великие моменты истории», — считает коллекционер.

Роберт Капа. «Лев Троцкий читает датским студентам лекцию об Октябрьской революции». 1932. Фото: Robert Capa/International Center of Photography/Magnum Photos
Роберт Капа. «Лев Троцкий читает датским студентам лекцию об Октябрьской революции». 1932.
Фото: Robert Capa/International Center of Photography/Magnum Photos

В 1947 году Капа основал в Париже Magnum Photos — построенное на принципе кооперации и коллективизма агентство, которым совместно владели и управляли внештатные фотографы и которое стало, пожалуй, самым известным в мире фотоагентством.

Уже после смерти Роберта Капы многие необоснованно обвиняли его в постановочности ряда фотографий, сделанных во время вооруженных конфликтов, и в том, что он намеренно рисковал ради славы в самых разных ситуациях — от гражданской войны в Испании до Омаха-Бич в день высадки союзнических войск.

«Многие журналисты, с которыми я работал, погибли. Военные журналисты, будь то Роберт Капа, фотографы агентств Reuters или Magnum, всюду, от высадки в Нормандии до Афганистана и Ирака, и всегда рискуют жизнью, — уверен Коган. — То, что кто-то выживает в таких ситуациях, — удача. Некоторые отважнее других. Снимки Капы с Омаха-Бич сделаны с точки, где, как мы знаем, были немецкие окопы. Капа выжил. Целью всей его жизни было попасть туда, где он мог сделать Тот Самый Снимок, и это, разумеется, были по большей части чрезвычайно опасные места. Он и погиб во Вьетнаме, наступив на противопехотную мину, когда отошел от своей автоколонны, чтобы подняться повыше и занять выгодную позицию ради хорошего снимка».

«Достаточно близко» курируют Джули Бонзон из Messums London и Бен Бердетт из Atlas Gallery. Выставка откроется в рамках ярмарки Photo London 8 сентября в Messums London, а затем отправится в пространства галереи в Уилтшире и Йоркшире.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+