18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство на дом в два клика

№93
Материал из газеты

Основательницы трех российских интернет-площадок по продаже искусства рассказали о своих концепциях, будущем и даже приоткрыли завесу тайны над такой щекотливой темой, как доходы компании

Первые попытки перевести продажи искусства в интернет в России предпринимались более пяти лет назад, но в последний год эта область развивается особенно динамично.

Давно и вполне успешно удается продавать онлайн тиражное искусство — тут можно вспомнить художественную платформу Shaltai Editions Валерии Роднянской, проекты JART.market и ArtTube Editions.

Некоторые проекты были задуманы как маркетплейс и затем трансформировались в галерею со своим пространством и выставочным планом — как галерея a-s-t-r-a Алины Крюковой (теперь резидент арт-пространства Cube.Moscow)например, и онлайн-галерея современного и классического искусства Art Online 24 Полины Аскери. Сейчас Art Online 24 по-прежнему предлагает искусство для оформления интерьеров, а Askeri Gallery может похвастать выставками на собственной площадке и успешным участием в международных ярмарках.

Другое начинание, WHO I AM Gallery, выросло из бренда одежды WHO I AM, основанного в 2013 году Джейкобом Якубовым. Позже в интернет-магазине проекта стали на равных продавать предметы дизайна, современное искусство, ювелирные украшения и одежду, а в выставочном пространстве в Столярном переулке время от времени проводились выставки и разные мероприятия. Во время пандемии возникла идея новой онлайн-площадки с демократичными ценами I Am Artist, задуманной для того, чтобы поддержать резидентов галереи.

Проект с тавтологическим названием Oily Oil (с английского можно перевести как «масло масляное») журналистка Екатерина Положенцева запустила в январе 2014 года. По сути, это маркетплейс с работами молодых российских художников, которых основательница отбирает сама. Следить за творческой деятельностью понравившихся авторов можно здесь же: в блоге регулярно появляются новые интервью и съемки из художественных мастерских.

В 2016 году художница Анна Наумова и искусствовед Софья Симакова создали онлайн-платформу Sample, сделав ставку на доступность предлагаемых работ и профессионализм представленных художников (молодые авторы с хорошим художественным образованием). Ежеквартально галерея проводит аукционы лучших работ своих авторов, а с 2020 года — торги в поддержку других проектов и выставки.

Наконец, в июне 2020-го международная ярмарка Cosmoscow запустила онлайн-платформу ТЕО. Импульсом к ее созданию стала, разумеется, пандемия, но идея проекта гораздо шире — дать возможность коллекционерам покупать современное искусство не только четыре дня в сентябре во время ярмарки, но и круглый год. К тому же участие Cosmoscow обеспечивает строгий кураторский отбор выставленных на продажу работ. Прообраз TEO — международная платформа Artsy, которая совмещает функции открытой базы данных и маркетплейса, а виртуальные витрины там имеют многие значимые галереи и аукционные дома.  

Софья Симакова
Sample

Sample занимается не только продажей работ художников онлайн, но и организацией выставок и даже проведением аукционов. Такая концепция проекта родилась сразу?

Изначально мы (вместе с соучредителем Анной Наумовой. — TANR) планировали создать онлайн-галерею. Но во время запуска поняли, что наш минимальный бюджет не позволяет воплотить все задуманное. Поэтому для быстрого сбора средств мы решили провести аукцион. В итоге всем так понравился этот формат, что мы сделали его частью нашей программы и стали проводить такие мероприятия ежеквартально. Но на данном этапе развития команда Sample все-таки сосредоточена на выставочных проектах и активном продвижении художников.

Какое искусство покупают чаще всего онлайн: фотографию, тиражное, коллажи или живопись? И продавали ли вы когда-нибудь видеоарт?

Лучше всего, как ни странно, продаются два противоположных формата — большая живопись и маленьких размеров графика. И это легко объяснимо: людям легче встроить их в интерьер. Кстати, для меня уже много лет загадка, почему в России так сложно продается фотография. И не важно какая — журнальная, портретная или живописная. Искренне не понимаю, с чем это связано.

Видеоарта в чистом виде у нас на сайте не представлено. Хотя есть нечто похожее. В прошлом году наша художница Наталья Гончарова создала интерактивную игру с элементами видеоарта, которую впоследствии приобрел в коллекцию музей «Гараж», чем мы, конечно, очень гордимся.

Каков годовой оборот Sample?

За год наш оборот составил чуть больше 3 млн руб. Но так было не всегда. Первые два года, когда у нас не было хорошего сайта — главного инструмента продаж, мы практически ничего не зарабатывали. Но с появлением в нашей команде Александры Лекомцевой (третий соучредитель. — TANR) ситуация изменилась в лучшую сторону. Последние три года цифры продаж только растут.

Какие планы у Sample на ближайший год?

У нас грандиозные планы. В конце мая ММОМА и Sample начали долгосрочное сотрудничество. На протяжении трех лет мы будем делать две-три выставки в год в филиале музея в Ермолаевском. Также планируем участвовать в ярмарке blazar в этом году. Более того, у нас впервые появится стенд на Cosmoscow. Чем выше планка, тем лучше результат.

Екатерина Положенцева
Oily Oil

В 2013 году вы начали продумывать концепцию интернет-галереи, а в январе 2014-го на свет появилось пространство Oily Oil. Подобный проект был первым на отечественном рынке. Как вам пришла идея создать такое арт-пространство? Почувствовали запрос аудитории?

Мне всегда было интересно искусство. Журналист по образованию, я писала о нем и периодически появлялась в окружении молодых талантливых художников. Они создавали множество работ, которые пылились у них в мастерских и оставались «заброшенными». При этом, приходя в гости к друзьям, я отмечала, с каким трепетом они рассказывают о приобретенных картинах: где они их купили, чем известен автор и так далее. В один момент мне в голову пришла идея: а почему бы не «поженить» эти две аудитории? Сперва я одернула себя и подумала, что такой проект наверняка уже есть. Но его не было. И я начала действовать.

Кто формирует стоимость работ?

В первую очередь я спрашиваю стоимость у автора. Мне хочется, чтобы он сам себя оценил. Ведь идеология Oily Oil в том, чтобы помогать молодым художникам реализовывать их проекты и просто зарабатывать деньги ремеслом. Тем более что комиссия у нас небольшая. Единственное, что для меня принципиально — это ценовой порог в 100 тыс. руб. Мы не будем сотрудничать с художниками, которые оценивают работы дороже.

Не планируете открывать офлайн-галерею Oily Oil? ­Заняться продвижением художников, просветительской деятельностью?

Нет, все-таки мой формат — онлайн. Конечно, ко мне могут обратиться художники с просьбой помочь организовать выставку. Тогда я подключаю свои ресурсы. Но это не моя работа и не мое дело. В то же время ко мне часто обращаются журналисты и крупные бренды, которые предлагают сделать коллаборации или спецпроекты. Это тоже своего рода продвижение. Лично я называю себя «профессиональным дилетантом», который опирается только на собственный вкус и опыт. Наверное, именно поэтому в отборе художников я полагаюсь лишь на мое чутье и, слава богу, пока не промахиваюсь. 

Анна Андронова
TEO

Одна из самых больших на отечественном рынке онлайн-площадок по продаже современного искусства, TEO — это, можно сказать, логическое продолжение Cosmoscow. Расскажите, с чего все началось.

Мы пришли к выводу, что настало время для создания диджитал-платформы, площадки для взаимодействия ценителей искусства и авторов. Мы с Маргаритой Пушкиной часто обсуждали, как в России не хватает качественного онлайн-пространства по развитию рынка современного искусства. Хотелось создать инструмент, проливающий на все это свет.

Сейчас TEO by Сosmoscow сотрудничает с 42 галереями, не все из них российские. Планируете пополнять сайт зарубежными галереями и художниками? Или вы сейчас сфокусированы на оте­чественных талантах?

У нас есть планы развития платформы ТЕО в расчете на международную аудиторию. Мы хотим продвигать как наших художников на Западе, так и западных у нас. Главное — все должно быть просто, удобно и с прекрасным сервисом. Мы стараемся вовлекать новую ауди­торию в этот процесс, показывая, что современное искусство — это здорово.

Сколько работ в месяц вы продаете и в каком ценовом диапазоне?

Сейчас мы продаем 10–20 работ в месяц в диапазоне от €500 до €10 тыс.

Вы предоставляете услуги арт-консалтинга, что нечасто встретишь на альтернативных платформах. Пользуется ли эта опция спросом?

Эта услуга в стадии запуска и тестирования. Мы как раз пробуем разные виды консультаций и смотрим, что пользуется спросом и каковы ожидания тех, кто покупает эту услугу. У нас в стране пока не привыкли обращаться за услугами консалтинга — полагаются либо на свой вкус, либо на советы галеристов.

Мы же стремимся объяснить, что, приобретая эту услугу, человек получает целый комплекс преимуществ. Во-первых, вас консультирует специалист в области современного искусства, который может дать широкий взгляд на актуальные вопросы, касающиеся арт-рынка и формирования коллекции. Во-вторых, наш консультант вводит клиента в художественное сообщество, знакомит с галеристами и художниками, приглашает на открытия. Как клиент арт-консалтинга, вы всегда можете быть на связи с консультантом, знать о происходящем в искусстве и регулярно получать рекомендации по приобретению наиболее перспективных в плане инвестиций работ. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+