18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Андрей Чеглаков: «Я не отношусь к коллекционированию как к предмету соревнования»

Меценат и коллекционер, основатель фонда поддержки культуры, выставочное пространство которого только что открылось в Москве, рассказал о том, зачем собирает искусство и поддерживает выставочные проекты

Фонд существует уже давно, но свое пространство открывает только сейчас. Почему?

Причин может быть много: не получалось раньше, не было помещения, концепции, подходящей для конкретного пространства. Прежде мы часто бывали участниками музейных выставок, но обычно не афишировали, что это наши вещи.

Затея выставить коллекцию продиктована в каком-то смысле текущими обстоятельствами, в которых мы все оказались. Мы открывались сложнее, чем предполагалось до ограничений, связанных с пандемией. Но главное — нам нужно было понять, как устроено наше новое пространство. Любой проект несет в себе определенные трудности, а если бороться с самим местом, то это только усложнит задачу. Поэтому мы взяли те вещи, которые знакомы нам, понятны с точки зрения своей энергетики, и просто развесили здесь — посмотреть, как работают стены. Получилось неплохо. Это проба пера.

Вы поддерживаете много выставок и книжных изданий. То, что вы выбираете как меценат, совпадает с вашим выбором как коллекционера?

Не обязательно. В моей практике бывали случаи, когда я поддерживал то, что мне эстетически не нравилось. Здесь нужно иметь какое-то ощущение служения. Всегда есть тонкая грань между тем, что представляет собой твоя деятельность — самолюбование или служение. И я, бывало, совершал ошибки, но все-таки стараюсь выполнять некоторую задачу. Хотя часто в процессе работы возникает своего рода стокгольмский синдром: ты влюбляешься в произведения, которые раньше не воспринимал, и стараешься их приобрести. У любого художника, даже, бывает, не слишком приятного, все равно есть невероятный потенциал обаяния, ощущаемый через его творчество.

ДОСЬЕ

Фонд Андрея Чеглакова (бывший AVC Charity)

Основан в 2008 году.
Поддерживает музыкальные, издательские и выставочные проекты, а также ряд фестивалей и исследовательских программ.
Среди реализованных проектов:
«Зданевич. Здесь и сейчас», Московский музей современного искусства, Москва, 2019–2020;
«НЭР. По следам города будущего», Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва, 2018–2019;
«Коллекция Костаки. Рестарт», Государственный музей современного искусства, Салоники, 2018;
фестиваль «Мир и остальное» к 130-летию со дня рождения Велимира Хлебникова (Астрахань, Москва, Санкт-Петербург), 2015–2016;
«По следам „0,10 — последней футуристической выставки картин“», Фонд Бейелера, Базель, 2015–2016;
«Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой», Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 2012.

Еще…

В формулировке миссии вашего фонда есть слова о современном мире, страдающем от разрушения вечных ценностей. Как вы понимаете эти ценности?

Я думал над этим, когда готовился к открытию фонда. Я математик по образованию и инженер по профессии, поэтому немало времени уделяю технократической части жизни. Сегодня наше будущее во многом предопределяется технологиями. Хорошая в этом отношении фраза: «Мы летим на Марс потому, что можем, а не потому, что нам нужно». И мне кажется очень важным дать выставочное пространство людям, которые мыслят другими категориями, иррациональными. У которых есть иной способ понять, что такое наше будущее и что такое наши ценности.

В пространстве фонда представлены мастера ХХ века. Почему — если мы говорим о вечных ценностях, — не старые мастера?

В моей коллекции есть некоторое количество старого искусства. А что касается ХХ века, то важно помнить, что каждый из этих художников, даже являясь бунтарем, прекрасно разбирался в старом искусстве и каждый, кто как мог, выражал то, что происходило вокруг него. Кто-то искал основание в прошлом, кто-то — в технологических открытиях, как, например, Франциско Инфанте, который, сам не являясь инженером, очень точен и «инженерен» в том, что он делает. У нас с ним была любопытная беседа, из которой я помню каждое слово.

Есть ли у вас любимые художники и работы и висят ли они у вас дома?

Невозможно повесить все работы, но любимые, конечно, есть. Например, висящий здесь офорт Пабло Пикассо «Скудная трапеза». Это один из моих самых любимых образов и историй. (Офорт относится к концу «голубого периода» художника, когда Пикассо находился под сильным влиянием Эль Греко и оплакивал гибель своего друга Карлоса Касахемаса, покончившего с собой из-за несчастной любви. — TANR.)

Владимир Немухин — очень важный для меня художник. Он был славный человек. Так получилось, что я был с ним немного знаком. (На выставке в фонде сейчас представлено несколько работ Немухина — от классического для художника коллажа с картами «Пасьянс „Не кантовать“» 1971 года до крупных деревянных скульптур и фарфора. — TANR.)

Личное знакомство с художником для вас как для коллекционера принципиально?

Нет, это, скорее, дополняет впечатление от искусства художника. А иногда и разрушает — потому что художник имеет весьма специфически бурлящую энергию, препятствующую вашему восприятию работ. Я знаю много художников, и каждый из них по-своему интересен, и беседу с каждым из них я помню почти дословно. Я советую всем читать письма ван Гога. Это почти как общение с ним, и его размышления применимы не только к искусству.

БИОГРАФИЯ
Андрей Чеглаков
Бизнесмен, меценат, коллекционер

1966 — родился в Челябинске
1988 — окончил мехмат МГУ им. М.В.Ломоносова
1991–1999 — глава компании «Стиплер», выпустившей на российский рынок игровую приставку Dendy
2003–2011 — заместитель гендиректора, позже советник гендиректора компании «Гознак»
2011–2014 — совладелец и гендиректор автомобильной компании MaRussia Motors
2013–2015 — старший вице-президент, позже советник президента компании «Ростелеком»
Кандидат экономических наук
Лауреат Госпремии по науке и технике (2002)

Еще…

Есть ли для вас образцы — коллекционеры?

У каждого свой путь — как у художника, так и у коллекционера. Довольно избитый пример — но Сергей Щукин во многом заложил основу современного коллекционирования во всем мире своим внимательным, последовательным и страстным подходом к выбору предметов и к их обсуждению с самими художниками. Хотя можно вспомнить и о Медичи, и о римских патрициях…

Как формируется ваша коллекция? Как вы покупаете и продаете ли? Делаете ли ошибки?

У нас есть, условно говоря, карта коллекции, лакуны на которой — с точки зрения имен и работ — мы постепенно заполняем. Это мало чем отличается от формирования музейной коллекции, которая должна быть четко выстроена и интересна для восприятия.

Для любой коллекции очень важна готовность ее владельца что-то продать и что-то купить. Первая реакция начинающего коллекционера — желание ничего не продавать. Но это надо делать, чтобы было куда двигаться. Как и все, бывало, я ошибался. Я совершал очень много ошибок и продолжаю их иногда совершать.

Вы неоднократно дарили произведения музеям (например, 40 работ Франциско Инфанте Третьяковской галерее). Тяжело с ними расставаться, отрывать их от коллекции?

У меня нет такого чувства. Я не отношусь к коллекционированию как к соревнованию, с удовольствием смотрю другие коллекции и, если они более богатые, искренне радуюсь. Конечно, иногда бывает элемент гонки, когда пытаешься что-то перехватить, но я сейчас стараюсь покупать работы живых художников, а в этой области нет такой конкуренции. Мне нравится, когда предметы становятся доступными для многих глаз. Они должны жить: не только отдавать энергию, но и получать.

Вы сотрудничаете со многими музеями, но у вас явно есть «любимчики», например Московский музей современного искусства. Как вы выбираете проекты, чтобы их поддержать?

Во главе всех наших музеев стоят энергичные люди, которые в чем-то соперничают между собой. Важно, чтобы это были настоящие партнеры, которые активно с вами работают. Мой выбор всегда неслучаен.

Сделано многое — и многое качественно, поэтому хочется не понизить планку. Я весьма требователен. Если раньше я мог помогать наобум хорошему человеку, то теперь мне важен результат. При этом я стараюсь быть не один и считаю это правильным: присутствие других спонсоров дает более взвешенный взгляд на проект.

Что в дальнейших планах фонда?

Мы считаем эту площадку, скорее, лабораторией для проектов. Лабораторией будущего. Мы будем стараться давать художникам возможность показать, что нас ждет, что есть ценности, остались ли они незыблемыми или нужно их отстоять.

Выставка

«Приоткрывая завесу. Из собрания Андрея Чеглакова»

До 15 августа

В двухэтажном пространстве Фонда Андрея Чеглакова на Пречистенке, 40 сейчас выставлено более полусотни произведений из собрания коллекционера, среди которых живопись и графика, скульптура, фарфор и livre d’artiste. Хронологически они укладываются примерно в столетие. В числе самых ранних — акварель «Рояль» Зинаиды Серебряковой (конец 1890-х — начало 1900-х), графика Василия Шухаева и Александра Яковлева 1910–1920-х годов. Авангардное направление русского искусства начала ХХ века представлено именами Михаила Ларионова («Испанка. Портрет Наталии Гончаровой», около 1911) и Константина Юона («Сказочный город», 1900–1910-е). За ними следуют Роберт Фальк и Александр Тышлер. Западный модернизм проиллюстрирован именами Пабло Пикассо и Фернана Леже. Большое внимание уделено русским нонконформистам — это буквально азбука неофициального искусства второй половины ХХ века: Гриша Брускин, Дмитрий Краснопевцев, Борис Свешников и Василий Ситников, Иван Чуйков и Владимир Янкилевский. Есть и лист из альбома Ильи Кабакова. Первый этаж украшает скульптура Александра Дейнеки, второй — Владимира Немухина, здесь же расположен большой объект Риммы и Валерия Герловиных «Вечный жид» из серии «Кубические организмы» (1982).

Еще…

Кого бы вы пригласили первым?

Я доверяю руководству фонда и стараюсь не навязывать своего мнения. Конечно, я участвую в обсуждении, но стремлюсь, чтобы мой голос был одним из равных.

Если говорить об этом пространстве как о музейном, то никуда не деться от шагов, которые повышают его популярность. Мы должны делать выставки, которые привлекают публику. Постепенно мы будем выращивать зрителя, который будет доверять нашему художественному вкусу.

Раньше мы участвовали в чужих проектах, а сейчас сами заявляем о себе. Это новая позиция и новая роль. Мы, конечно, будем стараться поддерживать национальных художников, они в большей степени нуждаются в этом сегодня.

Я часто задумываюсь о том, как познакомить жителей регионов с музейными и частными коллекциями Москвы и Санкт-Петербурга. Шедевры из столичных музеев путешествуют по Европе, и понятно почему: для музеев очень важен культурный обмен. Но что делать людям из Челябинска, Астрахани, Самары? У меня пока нет ответа. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+