18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обои как искусство: вновь открыт особняк с оригинальными работами Уильяма Морриса

Гостиная Эмери Уокера. Фото: Paul Highnam
Гостиная Эмери Уокера.
Фото: Paul Highnam

После долгого локдауна снова открылся дом-музей гравера и книгопечатника викторианской эпохи Эмери Уокера, стены в котором декорированы обоями по дизайну его друга Уильяма Морриса

Горстка посетителей, заранее купивших билеты онлайн (на сеанс допускается по четыре человека), блуждает по комнатам дома Эмери Уокера в полумраке. Передвигаться нужно осторожно, ведь каждый уголок этого особняка буквально забит сокровищами. Повсюду мебель, ткани, керамика, картины и книги, а жемчужина коллекции — огромное количество напечатанных вручную обоев по рисункам прерафаэлита Уильяма Морриса на стенах. Осмотр уникальной коллекции начинается прямо с порога: за входной дверью на полу еще сохранился единственный кусок линолеума викторианской эпохи.

Хозяин особняка Эмери Уокер (1851–1933) был сыном каретного мастера. Юноша бросил школу в 13 лет; за свою жизнь он побывал набойщиком, дизайнером шрифтов, фотографом, антикваром, был социалистом, членом-основателем Гильдии работников искусства и страстным коллекционером. Джордж Бернард Шоу называл его «почти предосудительным, но обходительным малым». Архитектор Филип Уэбб, один из основателей движения «Искусства и ремесла», прозвал Уокера «вселенским самаритянином» и оставил ему почти все свое имущество, включая уникальную мебель, которая до сих пор хранится в особняке. Моррис, живший от него в десяти минутах ходьбы, говорил, что «без Уокера день, считай, потерян», — они дружили и виделись ежедневно на протяжении многих лет.

Их дочери Мэй Моррис и Дороти Уокер тоже поладили и соседствовали больше трех десятилетий. Мэй дарила подруге подарки — именно она отдала ей балдахин с кровати Морриса. Но и среди такого богатства (согласно последней описи перед недавно прошедшей реновацией, здесь более 6 тыс. предметов) более всего ценны обои, узор которых по-прежнему воспроизводится на современных обоях и текстиле.

Спальня Дороти Уокер в доме по адресу Хаммерсмит Террас, 7 на западе Лондона. Около 1939 года. Фото: Emery Walker Trust
Спальня Дороти Уокер в доме по адресу Хаммерсмит Террас, 7 на западе Лондона. Около 1939 года.
Фото: Emery Walker Trust

Около лестницы стены оклеены знаковым для Морриса узором Willow Bough 1887 года, представляющим собой переплетение листьев ивы, а в столовой — Willow 1874 года с голубоватым, близким к геометрическому узором. В одной комнате сохранились очень дорогие и редкие обои Wallflower 1890 года, созданные дизайнером на заказ для парижского особняка Эрла Литтона, сын которого подарил Уокеру остатки рулонов.

Сам Уильям Моррис часто повторял: «Что бы у вас ни было в комнатах, думайте в первую очередь о стенах!» В идеале, говорил он, их должны покрывать фрески или ткань ручной работы, но в итоге сам дизайнер обратился к бумажным печатным обоям как практичной и более доступной альтернативе. Хотя их трехцветные узоры и печатались вручную с деревянных досок, такие обои стоили менее десяти шиллингов за рулон, что было вполне доступно среднему классу.

Эффект многослойного рисунка и насыщенного цвета очаровывает большинство посетителей музея, и они скупают современные репродукции. Хотя, возможно, кое-кто после такого буйства красок уходит домой с желанием выкрасить все стены и пол в один цвет.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+