Обои как искусство: вновь открыт особняк с оригинальными работами Уильяма Морриса

Гостиная Эмери Уокера. Фото: Paul Highnam
Гостиная Эмери Уокера.
Фото: Paul Highnam

После долгого локдауна снова открылся дом-музей гравера и книгопечатника викторианской эпохи Эмери Уокера, стены в котором декорированы обоями по дизайну его друга Уильяма Морриса

Горстка посетителей, заранее купивших билеты онлайн (на сеанс допускается по четыре человека), блуждает по комнатам дома Эмери Уокера в полумраке. Передвигаться нужно осторожно, ведь каждый уголок этого особняка буквально забит сокровищами. Повсюду мебель, ткани, керамика, картины и книги, а жемчужина коллекции — огромное количество напечатанных вручную обоев по рисункам прерафаэлита Уильяма Морриса на стенах. Осмотр уникальной коллекции начинается прямо с порога: за входной дверью на полу еще сохранился единственный кусок линолеума викторианской эпохи.

Хозяин особняка Эмери Уокер (1851–1933) был сыном каретного мастера. Юноша бросил школу в 13 лет; за свою жизнь он побывал набойщиком, дизайнером шрифтов, фотографом, антикваром, был социалистом, членом-основателем Гильдии работников искусства и страстным коллекционером. Джордж Бернард Шоу называл его «почти предосудительным, но обходительным малым». Архитектор Филип Уэбб, один из основателей движения «Искусства и ремесла», прозвал Уокера «вселенским самаритянином» и оставил ему почти все свое имущество, включая уникальную мебель, которая до сих пор хранится в особняке. Моррис, живший от него в десяти минутах ходьбы, говорил, что «без Уокера день, считай, потерян», — они дружили и виделись ежедневно на протяжении многих лет.

Их дочери Мэй Моррис и Дороти Уокер тоже поладили и соседствовали больше трех десятилетий. Мэй дарила подруге подарки — именно она отдала ей балдахин с кровати Морриса. Но и среди такого богатства (согласно последней описи перед недавно прошедшей реновацией, здесь более 6 тыс. предметов) более всего ценны обои, узор которых по-прежнему воспроизводится на современных обоях и текстиле.

Спальня Дороти Уокер в доме по адресу Хаммерсмит Террас, 7 на западе Лондона. Около 1939 года. Фото: Emery Walker Trust
Спальня Дороти Уокер в доме по адресу Хаммерсмит Террас, 7 на западе Лондона. Около 1939 года.
Фото: Emery Walker Trust

Около лестницы стены оклеены знаковым для Морриса узором Willow Bough 1887 года, представляющим собой переплетение листьев ивы, а в столовой — Willow 1874 года с голубоватым, близким к геометрическому узором. В одной комнате сохранились очень дорогие и редкие обои Wallflower 1890 года, созданные дизайнером на заказ для парижского особняка Эрла Литтона, сын которого подарил Уокеру остатки рулонов.

Сам Уильям Моррис часто повторял: «Что бы у вас ни было в комнатах, думайте в первую очередь о стенах!» В идеале, говорил он, их должны покрывать фрески или ткань ручной работы, но в итоге сам дизайнер обратился к бумажным печатным обоям как практичной и более доступной альтернативе. Хотя их трехцветные узоры и печатались вручную с деревянных досок, такие обои стоили менее десяти шиллингов за рулон, что было вполне доступно среднему классу.

Эффект многослойного рисунка и насыщенного цвета очаровывает большинство посетителей музея, и они скупают современные репродукции. Хотя, возможно, кое-кто после такого буйства красок уходит домой с желанием выкрасить все стены и пол в один цвет.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+