В Иванове показали метафизическую изнанку ткани

Дмитрий Пушкарев. «Рождество». Фото: Варвара Гертье
Дмитрий Пушкарев. «Рождество».
Фото: Варвара Гертье
№92, июнь 2021
№92
Материал из газеты

Выставка «Светлый путь» в музейно-выставочном центре, открывшаяся в рамках фестиваля «Первая фабрика авангарда», предлагает поразмышлять о сакральной роли ткани в нашей жизни

Ключевым событием фестиваля «Первая фабрика авангарда», который прошел в Иванове в мае, стало открытие выставки «Светлый путь», разместившейся в Музейно-выставочном центре. Темой фестиваля организаторы ожидаемо выбрали «Ткань/Texture» (все-таки проходит он в Иванове, «ситцевой столице России»). Речь здесь о ткани в самом широком смысле слова — не только о ее бытовой и декоративной функции, но и о метафизических свойствах.

Название выставки перекликается с советской кинокомедией «Светлый путь» с Любовью Орловой в главной роли. Фильм рассказывает о неграмотной, но очень трудолюбивой деревенской девушке, устроившейся на ткацкую фабрику, прошедшей путь от уборщицы до ткачихи и получившей за свои труды орден. И один из вопросов, которым задаются организаторы выставки: возможен ли подобный «светлый путь» сегодня?

Серия работ Дмитрия Пушкарева. Фото: Варвара Гертье
Серия работ Дмитрия Пушкарева.
Фото: Варвара Гертье

Одновременно проект — уверенная попытка показать, что Иваново — это не только ситец с цветами и «огурцами», но и нечто выходящее за пределы физической материи. Зрителю предлагают поразмышлять о мифологии ткани и о том, как она влияет на жизнь. Арт-директор фестиваля и куратор выставки Сергей Соловьев отобрал для экспозиции работы полутора десятков художников из разных городов России, которые работают с тканью как объектом, выводя ее за рамки бытовых и декоративных функций.

«Здесь получает воплощение своего рода метафизика материи — от „нити жизни“ (перформанс „Путешествие с белой нитью“ Андрея Кузькина) и „второй кожи“ (в объектах Леонида Тишкова) до ландшафтных инсталляций („Лес“ Натальи Цветковой)», — говорит Сергей Соловьев. Среди других художников, переосмысляющих в произведениях роль материи, — Владимир Анзельм, Мария Арендт, Вера Колганова, Светлана Кузьмичева.

Анны Тагути. Проект «Крест и молот». Фото: Варвара Гертье
Анны Тагути. Проект «Крест и молот».
Фото: Варвара Гертье

Отдельной частью проекта стала выставка Анны Тагути «Крест и молот» — размышление о ткани как о чем-то сакральном, носящем знаки и символы цивилизации. В своих шелкографиях художница совмещает знаки и символы агитационных ситцев 1920–1930-х годов и коптских тканей раннехристианской эпохи.

Музейно-выставочный центр, Иваново
«Светлый путь»
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+