18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Иванове выткали фестиваль авангарда

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» превратил город в настоящую столицу современного искусства, пусть и всего на неделю. Зато выставка «Светлый путь» продлится до конца лета

Когда слышишь «Иваново», сразу вспоминаешь штампы «город невест» и «ситцевая столица России», но фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда», прошедший уже в третий раз, намерен создать для города новый бренд.

Город начинается с вокзала, а вокзал в Иванове самый что ни на есть авангардный. Он был возведен в 1929–1933 годах по проекту архитектора-конструктивиста Владимира Каверинского. Это крупнейший в России вокзал в конструктивистском стиле: его площадь составляет более 9 тыс. кв. м. За время своего существования здание пережило несколько реконструкций, из-за чего первоначальный архитектурный облик был нарушен. В 2018 году началась реставрация, и уже в 2020-м вокзал открылся в почти оригинальном виде. Специалисты отреставрировали кровлю и фасад, мозаики и витражи. Только метлахскую плитку на полу пришлось заменить на новую, но она, как заверяют авторы проекта, почти ничем не отличается от оригинальной. А орнаменты на колоннах созданы по мотивам рисунков ивановских тканей начала XX века.

И кажется, что вокзал — знаковая часть фестиваля «Первая фабрика авангарда» и задает тон всему путешествию на это мероприятие. В скором времени роль вокзала в искусстве укрепится: в одной из его частей появится арт-площадка. Как рассказала The Art Newspaper Russia генеральный продюсер фестиваля Ирина Голубева, в 2020 году Ивановской области удалось выиграть на Тавриде государственный грант в 7,5 млн руб. на создание арт-пространства. Работа над проектом уже ведется, и в здании вокзала будут проходить выставки, лекции, концерты и творческие встречи.

В ожидании, пока в городе откроется еще одно культурное пространство, «Первая фабрика авангарда» набирает силу и становится тем событием, куда хочется приезжать ежегодно. На этот раз в программе фестиваля было более 50 пунктов. Это и выставки, и спектакли, и фотопроекты, и концерты, и лекции. И так или иначе красной нитью везде проходила тема авангарда, часто в буквальном смысле.

Фестиваль объединил самые разные направления — искусство и моду, литературу и музыку. Центральным событием стала выставка «Светлый путь» в Музейно-выставочном центре. С завершением «Первой фабрики авангарда» она только начала свою работу и будет открыта до 22 августа. Арт-директор фестиваля и куратор выставки Сергей Соловьев отобрал для показа работы полутора десятков актуальных художников из разных городов России, которые работают с тканью как объектом, выводя ее за рамки бытовых и декоративных функций. Все они показывают, что ткань — не только ситец с цветами и «огурцами», но и нечто, выходящее за пределы физической материи.

«Мы хотели показать ткань как некую жизненную основу. Мы рождаемся, и первое, что происходит — нас обертывают в ткань, мы умираем — нас обертывают в ткань. Ткань — это нечто сакральное, это наша вторая природа», — говорит Сергей Соловьев.

К выставке ведет лестница, вдоль которой развешаны фотографии, задокументировавшие перформанс Андрея Кузькина «Путешествие с белой нитью». Сразу за ними посетителей встречают работы Татьяны Зайцевой из серии «Хоругви авангарда», соединяющиеся во фразу: «Все хотят понятного искусства, но почему-то никто не хочет приспособить свою голову для понимания». Рядом — свитер и шарф с мифологическими «даблоидами» Леонида Тишкова и его же инсталляция «Дитя», сплетенная из лоскутов одежды умершей матери художника.

Основной зал выставки похож на коридор из нитей, ступить в который решается не каждый — возможно, дело в его будто сакральной белизне и расположенных по бокам немного пугающих работах Ильмиры Болотян из серии «Материальный труд». Художница исследовала тему всепоглощающей работы женщин над собой, в том числе с помощью пластической хирургии, в результате чего появились запеленатые объекты с лицами в повязках после операций, чем-то похожие на крохотных мумий или куколок, из которых должны вылупиться прекрасные (а может, и нет) бабочки.

В этом же зале гобелены Яны Сафроновой из серии-проекта «Тепло», вышитая «Ткань города» Марии Арендт, «Черно-белая изонить» Наталии Мельник из серии «Деревянно-текстильная геометрия», работы Владимира Анзельма, использующего в качестве холстов мешковину. Художник Аркадий Насонов представил гобелен «Неисповедимыми тропинками», переиначивший сказку «Красная Шапочка», где два волка и две Красные Шапочки оказываются по разные стороны. Как рассказал куратор выставки, художник использует этот гобелен как покрывало, так что в данном случае ткань выполняет и свою прямую функцию.

Интересна история серии «Мой город», соединяющей фото, графику и вышивку. Организаторы выставки обнаружили ее в местном политехе — это дипломный проект выпускницы 2014 года Светланы Волковой, однако следы самой художницы затерялись. Сергей Соловьев говорит, что ее искало пол-Иванова, но безуспешно. Рядом с работами Волковой — произведения Дмитрия Пушкарева с тканью живописной, где складки одежды напоминают караваджиевские.

В другом зале, погруженном в полумрак, показывают войлочные иконы из серии «Святые» и серию стягов Веры Колгановой: «Молитва о прекращении междоусобной брани», «Псалом 90» и «Молитва Кресту». Отдельное пространство занимает проект Анны Тагути «Крест и молот», построенный на стилевых парадоксах. В нем полотнища с серпами и молотами соседствуют с холстами, покрытыми коптскими символами и вновь подтверждающими роль ткани как чего-то сакрального. Здесь же работы из дипломной коллекции Ксении Новиковой «Православие», вдохновленной одеждами священнослужителей и созданной из бархата, шелка и гобеленовой ткани.

Следующая «Первая фабрика авангарда» заработает в Иванове в 2022 году, и, если фестиваль продолжит развиваться в таком же темпе, не исключено, что со временем город действительно получит звание «столицы авангарда», а не только ситца. Но приезжать сюда за авангардом стоит чаще раза в год: в коллекции Ивановского художественного музея есть работы Казимира Малевича, Ильи Машкова, Александра Родченко, Ольги Розановой, Варвары Степановой и Александры Экстер.

Музейно-выставочный центр Иваново
Светлый путь
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+