18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Конструктивистский вокзал в Иванове открылся после реконструкции

Один из залов гигантского вокзала отведен под выставки, кинопоказы и лекции

Иваново — родина первых Советов, после революции здесь хотели сделать столицу РСФСР. В надежде на будущий столичный статус и повышенную деловую активность в 1929–1933 годах город обзавелся гигантским вокзалом в конструктивистском стиле (автор проекта — Владимир Каверинский). Но если Иваново и стал столицей, то отдельной текстильной отрасли. Даже в относительно благополучные 1980-е его население не превышало 500 тыс. человек — вокзал-исполин был велик для города.

За 90 лет здание несколько раз капитально ремонтировали: укрепляли перекрытия, меняли фасад, добавляли декор в аскетичный конструктивистский интерьер, чтобы хоть как-то его очеловечить.

Проект последней реставрации разработало в 2018 году московское архитектурное бюро Faber Group (Борис Матвеев & Алена Франчян). Перед ними, как в таких случаях пишут, поставили сложную задачу — выбрать момент времени, в привязке к которому облик вокзала и будет восстановлен. Здравый смысл подсказывал, что надо восстанавливать конструктивизм 1930-х годов. Но архитекторы решили, что и более поздние переделки 1950-х и 1980-х имеют право на жизнь. В результате деликатным образом увязали друг с другом все три эпохи.

От конструктивизма остались остекленный фасад и общий объем. От 1950-х — деление вокзала на Красный и Синий залы и щедрый декор последнего. Брежневская эпоха зримо присутствует в оформлении Красного зала. Помимо этого, всю архитектуру вычистили, причесали, собрали в единое целое: убрали мраморную обшивку колонн внизу, но добавили им капители, довели до ума освещение, поменяли метлахскую плитку на полу, разработали цветовой паспорт объекта, поставили современные скамьи для ожидания и прочее. Пространство стало дружественным для маломобильных пассажиров, удобным и безопасным. При этом все исторические элементы, которые можно было сохранить, как, например, металлические рельсы в перекрытиях со штампом «Сталин», были оставлены на местах. Монументальную фреску в Красном зале сняли со стены вместе со слоем штукатурки, отправили на реставрацию в Волгоград и после чистки и укрепления вернули на место. Красный зал планируют сделать культурным пространством — устраивать здесь выставки, кинопоказы, читать лекции.

Вокзал торжественно открыли ко Дню железнодорожника. Но на объекте еще есть к чему приложить руки — будут построены кафе, павильоны для торговли и прочих сервисов. Все в едином архитектурном стиле и под пристальным авторским надзором.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+