18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Катар демонстрирует в Петербурге свою щедрость

Иран. 1913 год. Фото: Cultural Creative Agency
Иран. 1913 год.
Фото: Cultural Creative Agency

Выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» в Российском этнографическом музее впервые так подробно раскрывает многогранную культуру страны

Петербургский международный экономический форум давно завершился, но выставку «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» — главный проект культурной программы страны-гостя, Государства Катар — еще можно увидеть в Российском этнографическом музее. На ней показывают около 200 экспонатов, которые привезли из Национального музея Катара, собрания частного Музея шейха Фейсала ибн Кассима аль-Тани, а также предоставил Матхаф, Арабский музей современного искусства. Это предметы, рассказывающие о культуре и истории не только Катара, но и Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана и других стран региона. Хронологически выставка охватывает XVII–XX века, занимает два этажа и разделена на тематические коллекции. Как говорит руководитель Cultural Creative Agency Анастасия Шавлохова, организованная ими выставка — иммерсивный рассказ о культуре не только Катара, это ключ к пониманию культуры стран всего Аравийского полуострова.

Фрагмент экспозиции. Фото: Cultural Creative Agency
Фрагмент экспозиции.
Фото: Cultural Creative Agency

Посетители плавно перемещаются из «водной» части выставки в «песчаную» так же, как кочевали катарцы в зависимости от времени года.

Выставка удивит тех, кто привык ассоциировать арабскую культуру с бьющей в глаза роскошью. Несмотря на количество предметов, экспозиция кажется лаконичной, если не сказать аскетичной — как и быт катарского народа. Это ощущение усиливают приглушенный свет и народная музыка.

На первом этаже почти сразу видишь один из центральных символов выставки — флаг Катара. В нем сочетаются белый — цвет мира, очень почитаемый в исламе цвет — и красно-бордовый, символизирующий кровь катарцев, пролитую во время войн. Зубчатой линии между ними вторят девять стрел поверх полотна.

В этой же части — оружие, инкрустированное камнями и перламутром, из Индии, Ирана, Катара, Марокко, Турции. Например, золотая сабля XX века из региона Персидского залива, предназначенная не для боя, а чтобы показать статус ее обладателя. По другую сторону, в «женской части», выставлены абаи — длинные платья с рукавами, украшенные вышивкой, а также шейлы — прямоугольные шарфы. На стенде неподалеку можно увидеть маски-баттулы, закрывающие часть лба, нос и губы. В экспозиции и множество манускриптов, в том числе религиозных, без которых невозможен разговор об истории и культуре страны. Один из экспонатов — часть Корана XVII века из Бухары.

Кинжалы. Катар. XX век. Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Кинжалы. Катар. XX век.
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia

Важное место отведено рассказу о добыче жемчуга. До того, как на территории Катара были обнаружены нефтяные месторождения, именно от этого промысла зависело благосостояние страны. На выставке можно увидеть лодку, на которой ловцы отправлялись на охоту за жемчугом, зажим для носа, плетеную корзинку для сбора моллюсков (ее вешали на шею), камень-утяжелитель для быстрого погружения в воду, специальные весы и сито. И конечно, результат — несколько крупных жемчужин, выставленных в небольшом полутемном пространстве.

Зимний сезон был сезоном соколиной охоты. В музее показывают специальные кожаные перчатки, клобук — головной колпачок, или капор, чтобы закрыть птице глаза и успокоить ее перед полетом. Традиция соколиной охоты сохраняется в Катаре по сей день и стала одним из видов спорта. Кроме того, на первом этаже выставлены сосуды различного назначения, амуниция для езды на кораблях пустыни — верблюдах, посуда для кофейной церемонии и музыкальные инструменты. В конце зала расположился гостеприимный домик — маджлис, «пространство щедрости», ведь радушие и гостеприимство — неотъемлемая часть культурного кода Катара. Это место, где можно пообщаться и обсудить идеи, провести время за чашкой кофе или настольной игрой. Рядом с ним — гигантские кофейники, музыкальные инструменты, сервировочные чаши и чайники и другие предметы быта.

Каджарский Иран. XIX век. Фото: Cultural Creative Agency
Тебриз (Иран). Первая половина XX века. Фото: Cultural Creative Agency
Тебриз (Иран). Первая половина XX века. Фото: Cultural Creative Agency
Каджарский Иран. XIX век. Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Керман (провинция Равер, Иран). 1913 год. Фото: Cultural Creative Agency
Кашан (Иран). 1798. Фото: Cultural Creative Agency
Каджарский Иран. XIX век.
Фото: Cultural Creative Agency
Тебриз (Иран). Первая половина XX века.
Фото: Cultural Creative Agency
Тебриз (Иран). Первая половина XX века.
Фото: Cultural Creative Agency
Каджарский Иран. XIX век.
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Керман (провинция Равер, Иран). 1913 год.
Фото: Cultural Creative Agency
Кашан (Иран). 1798.
Фото: Cultural Creative Agency

Еще одна важная тема — ковры. Им отдан практически весь второй этаж. Они изготовлены не только в Катаре, но и в Индии, Иране, Турции в XVIII — начале XX века. Самый ранний экземпляр — молитвенный коврик, сотканный в Турции. Несмотря на разнообразие и оригинальность узоров, особое внимание сразу привлекают словно пиксельные ковры с изображениями российских императоров, например Петра I в доспехах. Рисунок этого ковра, сотканного в Иране, воспроизводит российскую банкноту 1912 года достоинством в 500 руб. Женская фигура справа от императора — аллегория России. Еще один подобный ковер повторяет рисунок на 100-рублевой российской банкноте с портретом Екатерины II. А на ковре — карте Европы Российская империя предстает в образе гигантского осьминога, доминирующего на континенте. Пафос выставки в том, что без сохранения наследия будущее невозможно. И этот шаг в XXI век представлен работой современной катаро-американской художницы Софии аль-Марии — гипнотическим видеоартом «Черная пятница/Перенос».

Российский этнографический музей
«Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие»
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+