18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Катар демонстрирует в Петербурге свою щедрость

Иран. 1913 год. Фото: Cultural Creative Agency
Иран. 1913 год.
Фото: Cultural Creative Agency

Выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» в Российском этнографическом музее впервые так подробно раскрывает многогранную культуру страны

Петербургский международный экономический форум давно завершился, но выставку «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» — главный проект культурной программы страны-гостя, Государства Катар — еще можно увидеть в Российском этнографическом музее. На ней показывают около 200 экспонатов, которые привезли из Национального музея Катара, собрания частного Музея шейха Фейсала ибн Кассима аль-Тани, а также предоставил Матхаф, Арабский музей современного искусства. Это предметы, рассказывающие о культуре и истории не только Катара, но и Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана и других стран региона. Хронологически выставка охватывает XVII–XX века, занимает два этажа и разделена на тематические коллекции. Как говорит руководитель Cultural Creative Agency Анастасия Шавлохова, организованная ими выставка — иммерсивный рассказ о культуре не только Катара, это ключ к пониманию культуры стран всего Аравийского полуострова.

Фрагмент экспозиции. Фото: Cultural Creative Agency
Фрагмент экспозиции.
Фото: Cultural Creative Agency

Посетители плавно перемещаются из «водной» части выставки в «песчаную» так же, как кочевали катарцы в зависимости от времени года.

Выставка удивит тех, кто привык ассоциировать арабскую культуру с бьющей в глаза роскошью. Несмотря на количество предметов, экспозиция кажется лаконичной, если не сказать аскетичной — как и быт катарского народа. Это ощущение усиливают приглушенный свет и народная музыка.

На первом этаже почти сразу видишь один из центральных символов выставки — флаг Катара. В нем сочетаются белый — цвет мира, очень почитаемый в исламе цвет — и красно-бордовый, символизирующий кровь катарцев, пролитую во время войн. Зубчатой линии между ними вторят девять стрел поверх полотна.

В этой же части — оружие, инкрустированное камнями и перламутром, из Индии, Ирана, Катара, Марокко, Турции. Например, золотая сабля XX века из региона Персидского залива, предназначенная не для боя, а чтобы показать статус ее обладателя. По другую сторону, в «женской части», выставлены абаи — длинные платья с рукавами, украшенные вышивкой, а также шейлы — прямоугольные шарфы. На стенде неподалеку можно увидеть маски-баттулы, закрывающие часть лба, нос и губы. В экспозиции и множество манускриптов, в том числе религиозных, без которых невозможен разговор об истории и культуре страны. Один из экспонатов — часть Корана XVII века из Бухары.

Кинжалы. Катар. XX век. Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Кинжалы. Катар. XX век.
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia

Важное место отведено рассказу о добыче жемчуга. До того, как на территории Катара были обнаружены нефтяные месторождения, именно от этого промысла зависело благосостояние страны. На выставке можно увидеть лодку, на которой ловцы отправлялись на охоту за жемчугом, зажим для носа, плетеную корзинку для сбора моллюсков (ее вешали на шею), камень-утяжелитель для быстрого погружения в воду, специальные весы и сито. И конечно, результат — несколько крупных жемчужин, выставленных в небольшом полутемном пространстве.

Зимний сезон был сезоном соколиной охоты. В музее показывают специальные кожаные перчатки, клобук — головной колпачок, или капор, чтобы закрыть птице глаза и успокоить ее перед полетом. Традиция соколиной охоты сохраняется в Катаре по сей день и стала одним из видов спорта. Кроме того, на первом этаже выставлены сосуды различного назначения, амуниция для езды на кораблях пустыни — верблюдах, посуда для кофейной церемонии и музыкальные инструменты. В конце зала расположился гостеприимный домик — маджлис, «пространство щедрости», ведь радушие и гостеприимство — неотъемлемая часть культурного кода Катара. Это место, где можно пообщаться и обсудить идеи, провести время за чашкой кофе или настольной игрой. Рядом с ним — гигантские кофейники, музыкальные инструменты, сервировочные чаши и чайники и другие предметы быта.

Каджарский Иран. XIX век. Фото: Cultural Creative Agency
Тебриз (Иран). Первая половина XX века. Фото: Cultural Creative Agency
Тебриз (Иран). Первая половина XX века. Фото: Cultural Creative Agency
Каджарский Иран. XIX век. Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Керман (провинция Равер, Иран). 1913 год. Фото: Cultural Creative Agency
Кашан (Иран). 1798. Фото: Cultural Creative Agency
Каджарский Иран. XIX век.
Фото: Cultural Creative Agency
Тебриз (Иран). Первая половина XX века.
Фото: Cultural Creative Agency
Тебриз (Иран). Первая половина XX века.
Фото: Cultural Creative Agency
Каджарский Иран. XIX век.
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Керман (провинция Равер, Иран). 1913 год.
Фото: Cultural Creative Agency
Кашан (Иран). 1798.
Фото: Cultural Creative Agency

Еще одна важная тема — ковры. Им отдан практически весь второй этаж. Они изготовлены не только в Катаре, но и в Индии, Иране, Турции в XVIII — начале XX века. Самый ранний экземпляр — молитвенный коврик, сотканный в Турции. Несмотря на разнообразие и оригинальность узоров, особое внимание сразу привлекают словно пиксельные ковры с изображениями российских императоров, например Петра I в доспехах. Рисунок этого ковра, сотканного в Иране, воспроизводит российскую банкноту 1912 года достоинством в 500 руб. Женская фигура справа от императора — аллегория России. Еще один подобный ковер повторяет рисунок на 100-рублевой российской банкноте с портретом Екатерины II. А на ковре — карте Европы Российская империя предстает в образе гигантского осьминога, доминирующего на континенте. Пафос выставки в том, что без сохранения наследия будущее невозможно. И этот шаг в XXI век представлен работой современной катаро-американской художницы Софии аль-Марии — гипнотическим видеоартом «Черная пятница/Перенос».

Российский этнографический музей
«Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие»
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+