Дом-мастерская художницы Леоноры Каррингтон открылся в Мехико

Дом-музей Леоноры Каррингтон в Мехико. Фото: Leonora Carrington Museum at Centro de las Artes de San Luis Potosí
Дом-музей Леоноры Каррингтон в Мехико.
Фото: Leonora Carrington Museum at Centro de las Artes de San Luis Potosí
№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

Название ее детской книги «Молоко сновидений» было выбрано в качестве темы предстоящей 59-й Венецианской биеннале современного искусства

Имя Леоноры Каррингтон (1917–2011) было знакомо любителям искусства по всему миру до того, как название ее детской книги «Молоко сновидений» выбрали темой Венецианской биеннале современного искусства 2022 года. А теперь появилась возможность побывать в доме-музее британской сюрреалистки в Мехико. Здесь она жила на протяжении 65 лет и создала целый ряд произведений.

Лично мне этот проект очень близок: Леонора приходилась моему отцу двою­родной сестрой, и я несколько лет заходила к ней в гости, в ее дом на улице Чиуауа, в самом сердце квартала Колониа-Рома (кстати, по соседству, через две улицы, снимали получивший в 2018 году двух каннских «Золотых львов» фильм Альфонсо Куарона «Рома», действие которого разворачивается как раз в этих местах). Признаюсь, не терпится вернуться в Мексику и своими глазами увидеть, каким же получился музей.

Интерьеры дома-музея. Фото: Leonora Carrington Museum
Интерьеры дома-музея.
Фото: Leonora Carrington Museum

Еще в июне 2017 года Национальный автономный университет Мексики выкупил недвижимость у Пабло Вейса Каррингтона, младшего сына Леоноры. Тот искал организацию, которая смогла бы взять на себя содержание дома матери, превратив его в исследовательский центр и при этом сделав общедоступным. Университет такую концепцию полностью поддержал. «Пабло предоставил нам место, где уже есть все: работы художницы, мебель, предметы быта, вплоть до баночек со спе­циями на кухонной полке. Нам даже отдали на хранение одежду Леоноры и ее покойного мужа», — говорит Осорио, директор университета по научной работе и культурным вопросам. В поисках вдохновения она побывала со своей командой в других известных домах-музеях Мехико, в том числе в Синем доме Фриды Кало и особняке Льва Троцкого, где тот был убит в 1940 году (оба здания находятся в богемном районе Койоакан), а также в доме архитектора Луиса Баррагана в округе Мигель-Идальго. В отличие от них, дом-музей Каррингтон сможет похвастать, по словам Осорио, огромным количеством подлинных предметов. «Пабло хотел оставить в доме как можно больше вещей своей матери, чтобы люди смогли узнать, какой была ее обычная жизнь». Полная коллекция музея насчитывает более 8 тыс. предметов, их на период реновации особняка временно вывозили. «Около 95% пространства осталось точно таким же, как было при Леоноре, — говорит Осорио. — Когда переступаешь порог, кажется, что она только что вышла».

Этот дом был центром притяжения творческих людей, его часто посещали художница испанского происхождения Ремедиос Варо, фотограф из Венгрии Кати Хорна, английский поэт и покровитель сюрреалистов Эдвард Джеймс и многие другие. О знаменитых гостях обязательно расскажут будущим посетителям экспозиции.

В коллекции музея свыше 8 тысяч экспонатов. Фото: Leonora Carrington Museum
В коллекции музея свыше 8 тысяч экспонатов.
Фото: Leonora Carrington Museum

Кураторам пришлось мучительно искать баланс между тем, что необходимо оставить, и тем, что можно убрать. Главный принцип — музей должен максимально сохранить особую атмосферу жилого дома. Но Осорио признается: «Мы все же попытались слегка упорядочить хаос. В некоторых комнатах был такой кавардак, что пришлось решать, какие вещи оставить в экспозиции, а какие нет».

Чаще всего Осорио задают вопрос, как бы сама Леонора отнеслась к тому, что ее личная жизнь теперь выставлена напоказ. Директор отвечает: Пабло рассказывал ей, что как-то спросил свою мать об этом. «Художница фыркнула: да кому захочется сюда тащиться! — вспоминает Осорио. — Но мы верим, что многим. И те, кто на это решится, поймут, как много узнали о характере, личности, источниках вдохновения и творческой манере этого удивительного человека».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+