18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В поисках Нерона: новый взгляд на одиозного императора

№92
Материал из газеты

«Почти все, что, казалось бы, известно о нем, — неправда», — утверждает куратор новой выставки в Британском музее

Мраморный бюст из Капитолийских музеев — первый экспонат, который видят посетители большой выставки в Британском музее, посвященной личности римского императора Нерона (37–68, правил с 54). Его лицо легко узнаваемо и изображено точно так, как описывали недоброжелатели Нерона: тяжелые брови, выступающий квадратный подбородок, пухлые губы сластолюбца, неаккуратная отталкивающая борода. Проблема в том, что практически все это не соответствует действительности. Куратор выставки Торстен Оппер объясняет, что лишь часть этой скульптуры является римским оригиналом, а все остальное — искусно сделанная «клюква» XVII века. «С технической точки зрения это потрясающая работа», — говорит он о бюсте, создатель которого стремился отразить в своем произведении широко распространенные представления о пятом императоре Рима и последнем из династии Юлиев — Клавдиев. Он известен как человек, мать которого отравила его отчима для того, чтобы Нерон мог взойти на трон, а затем сама была убита сыном.

«Нерон — тот самый персонаж римской истории, о котором слышал практически каждый школьник, но пропасть между тем, что мы, как нам кажется, о нем знаем, и новейшими научными исследованиями огромна. Нам нужно попытаться перечеркнуть в своем сознании построенные на лжи и подтасовке фактов предания», — говорит куратор. Экспозиция призвана продемонстрировать, что под властью Нерона Рим процветал, а зернохранилища его были полны, были проведены денежная и налоговая реформы. Когда в 64 году вспыхнул знаменитый пожар, император находился почти в 50 км от Рима в своем дворце на морском побережье; после пожара он энергично взялся за восстановление города. Самый знаменитый его дворец, Domus Aurea — Золотой дом, действительно был очень большим и пышным, но археологи не нашли никаких свидетельств существования полуторакилометрового портика, 36-метровой статуи Нерона и вращающейся комнаты, описанных римским историком Светонием.

Однако это, по словам Оппера, не отменяет экстравагантности императора. «В Риме Нерона деньги лились рекой. По-видимому, подавляющее большинство помещений Золотого дома служили залами для пиров; от него следовало ожидать расточительных развлечений, в том числе угощения сената в полном составе. А если вы раз в неделю приглашаете попировать 600 человек, вам нужна очень большая трапезная».

Выставка объединила выдающиеся экспонаты, происходящие из разных концов Римской империи, в том числе прекрасные скульптуры и такие скромные, но красноречивые предметы, как недавно обнаруженный свинцовый слиток с печатью императора из одного из рудников в Британии, где Нерон увеличил объемы добычи за счет рабского труда.

В предисловии к выставочному каталогу директор Британского музея Хартвиг Фишер проводит параллели между событиями современности и историей демонизации Нерона. «Этот образ Нерона во многом перекликается с нашим временем, миром усугубляющихся социальных и экономических проблем, где фейкньюc, оспаривание фактов и поляризация мнений на фоне политических махинаций превратились в общее место».

Оппер, перечитавший за год локдаунов все античные источники, признает, что подлинная история по-прежнему ускользает от него. «Мы никогда не узнаем настоящего Нерона. Но деконструкция связанных с ним мифов дает нам возможность отчетливее увидеть общество его эпохи — очень интересного времени больших социальных чаяний в среде вольноотпущенников и жителей провинций и сильного напряжения и тревоги среди элит, — говорит он. — Мы можем опровергнуть ряд вымыслов и задать некоторое количество вопросов».

Британский музей
«Нерон. Человек за мифом»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+