18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Леонардо вдохновляет Екатеринбург

На первой в городе выставке итальянского гения представлены оригинальный рисунок «Голова девушки», редкое издание Кодекса о полете птиц и реконструкции двух механизмов, изобретенных Леонардо, из музеев Турина и Милана

Выставка «Леонардо. Универсальный человек» в галерее Ельцин Центра проходит под патронатом посольства Италии в России и при поддержке банка ВТБ. Она вошла в культурную программу международной промышленной выставки «Иннопром», где Италия выступила страной-партнером. ВТБ не впервые поддерживает российско-итальянские культурные проекты — до этого была недавняя выставка Русского музея в миланском палаццо Реале «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве».

Благодаря этому участию стало возможным привезти в Екатеринбург оригинальное произведение Леонардо да Винчи — «Голову девушки» (около 1510) — и раритетное издание Кодекса о полете птиц (и то и другое — из собрания Королевских музеев Турина). Рисунок головы девушки, исполненный на тонированной бумаге сангиной и белилами, как считают исследователи, стоит в одном ряду с «Мадонной с веретеном» и знаменитыми рисунками со схожим мотивом, которые сегодня находятся в Виндзорском замке и в Галерее Академии в Венеции.

У издания Кодекса о полете птиц своя захватывающая история. Русский меценат Федор Сабашников (1869–1927) фактически вернул человечеству этот трактат Леонардо в его целостности. Кодекс был вывезен Наполеоном во Францию из миланской Амброзианы, и листы рукописи разошлись по разным владельцам. Сабашников выкупил их и с помощью художника Джованни Пьюмати собрал и реконструировал кодекс в издании 1893 года, ставшем сенсацией. Это издание содержит и факсимильное воспроизведение листов, и расшифровку текстов Леонардо. На выставке представлен уникальный экземпляр, преподнесенный Сабашниковым королю Италии Умберто I и королеве Маргарите Савойской, с посвящением составителей, написанным в подражание Леонардо в зеркальном отражении.

Тема полета, центральная на выставке, продолжена двумя экспонатами, прибывшими из Национального музея науки и технологии в Милане, носящего имя Леонардо да Винчи и обладающего самой большой в мире коллекцией артефактов, посвященных его инженерному и гуманитарному наследию. Две эти реконструкции механизмов, спроектированные по чертежам и рисункам Леонардо, сами по себе уже раритеты: они были созданы к открытию музея в 1953 году. «Летательный аппарат с маховыми крыльями» должен был приводиться в действие механизмами, устроенными по принципу мышц. Вторая модель — «Конструкция крыла» — была описана Леонардо в Атлантическом кодексе, и крыло тут состоит из натяжной конструкции, от основной оси которой отходят спицы, сделанные из тростника. Видеоинсталляция «Когда замыслы обретают форму. Кодекс о полете птиц» современного итальянского исследователя и медиахудожника Франца Фишналлера призвана с помощью уже цифровых технологий погрузить зрителя в мир гениального изобретателя, а созданный специально к выставке сайт помогает ориентироваться в биографии и основных произведениях Леонардо.

Как подчеркивает директор Королевских музеев Турина Энрика Паджелла, «проведение выставки „Леонардо да Винчи. Универсальный человек“ — это исключительная возможность представить новой аудитории итальянскую культуру и работы одного из самых выдающихся мастеров, воплощающего в себе творческий гений итальянского Возрождения, — Леонардо да Винчи, художника, который объединил поиск художественной формы с техническими исследованиями и возвел их на уровень высшей эстетической ценности».

О выставке Леонардо рассказывает Илья Шипиловских, руководитель Арт-галереи Ельцин Центра

Как удалось привезти в Екатеринбург подлинник Леонардо? Наверное, это первый раз за всю историю города?

Над выставкой мы работали два года, планировали организовать ее к «Иннопрому» 2020 года. Но поскольку в прошлом году это мероприятие отменили, то и выставка задержалась. За прошедший год немного изменился состав проекта. Изначально планировалось привезти оригинал Кодекса о полете птиц, но в итоге мы показываем первое факсимильное издание кодекса, а оригинальной работой стал рисунок «Голова девушки». Насколько я знаю, раньше оригинальных работ Леонардо в Екатеринбурге не выставлялось. Привезти их получилось благодаря тому, что все этого очень хотели: и итальянская, и российская стороны, — а когда желание такое сильное, то все преграды преодолимы.

Расскажите о ваших впечатлениях от «Головы девушки».

Этот рисунок, пусть и небольшой, замечательно передает ощущение потока времени. С осознанием 500-летней глубины времен, сквозь которую мы видим лицо девушки, приходят и другие, эстетические переживания. Перед нами не религиозный или мифологический сюжет, а трогательный набросок лица неизвестного нам человека. Кажется, этот рисунок стал для меня произведением о том, как большой художник, увлеченный окружающим миром, сохранил образ своей героини для многих поколений зрителей. И о безусловной красоте, конечно.

Наверное, путешествие этого шедевра потребовало большой страховки?

Рисунок перевозился с соблюдением всех необходимых мер: самолетом, в сопровождении охраны, в климатическом ящике и стеклянном боксе, сделанных специально для этой работы. Страховая стоимость его довольно высока. Недавно была новость о продаже другого рисунка Леонардо — можно сравнить. (Рисунок «Голова медведя» размером 7 на 7 см был продан 8 июля на Christie’s за $12,2 млн. — TANR.) Несмотря на эти необходимые сложности, у нас все получилось, и работа оказалась в Екатеринбурге.

Какова концепция выставки в целом?

Концепция выставки емко отражена в словах «универсальный человек». Леонардо да Винчи воплотил идеал человека эпохи Возрождения, добившись выдающихся результатов в разных областях науки и искусства. На выставке можно оценить как его художественное дарование, так и широту научных познаний.

Здесь представлено издание знаменитого кодекса Леонардо о полете птиц. В чем уникальность этого издания?

Это факсимильное издание 1893 года, созданное по инициативе мецената Федора Васильевича Сабашникова. Он собрал разрозненные страницы кодекса и объединил их вновь. Примечательно, что это первое типографское издание кодекса. Его Федор Васильевич посвятил Маргарите Савойской, а собранный оригинал подарил королю Италии Умберто I. Читатель конца XIX века мог увидеть точное воспроизведение рукописей ученого.

Как в концепцию выставки вписаны реконструкции механизмов, придуманных Леонардо?

На выставке можно увидеть, насколько разнообразна была сфера научных интересов Леонардо да Винчи. Но основной мотив здесь — мечта о полете человека. Мечта очень смелая для своего времени. Кодекс о полете птиц знакомит зрителя с теоретическими рассуждениями — реконструкции механизмов позволяют лучше представить себе практическую сторону изучения вопроса.

Что для вас особенно важно на этой выставке?

Масштаб личности художника, чью работу мы выставляем. Возможность показать эту работу людям, которые, скорее всего, иначе никогда не смогут увидеть подобного. И конечно, возможность самому в своей практике прикоснуться к чему-то настолько популярному и безусловно великому.

Арт-галерея Ельцин Центра, Екатеринбург
«Леонардо да Винчи. Универсальный человек. Рисунки из Турина»
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+