18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Зои Космодемьянской обнародовал стратегическую программу

№93
Материал из газеты

Комплекс в Петрищеве, что в 100 км от Москвы, обещает стать первым государственным музеем, посвященным не одной героине, но и женщинам вообще

План, который почти год разрабатывала Студия Артемия Лебедева, недавно был одобрен Министерством культуры Московской области. Его суть состоит в том, чтобы развивать музей под лозунгом «Она и мир».

Музей «Зоя» будет рассказывать о сильных женщинах — героях Великой Отечественной войны, а еще ученых, художниках, писателях, бизнесменах (прежде всего тех, кто занимается социальным бизнесом), меценатах мирного времени.

Это не феминистская повестка, а общегражданская: музей интересуют личности, внесшие вклад в развитие страны и шире — цивилизации.

Аналогичных музеев немало в мире. В Международную ассоциацию женских музеев (IAWM) сейчас входит около 100 институций (пятая их часть — виртуальные). Их география охватывает Европу, Америку, Азию, Африку и Австралию. Сотрудничество с ними могло бы стать весьма плодотворным. Само сочетание «Она и мир» будет трактоваться по восходящей: она и мир (без границ), она и мир (искусства), она и миры.

«Обращаясь к концептам ЖЕНЩИНА/МИР, мы противопоставляем их нарративу и проблематике основной экспозиции, исследующей ВОЙНУ и память о ней, — пишут авторы программы. — Такой подход является сильным драматургическим приемом, нацеленным на чувства зрителей и оставляющим пространство для персональных интерпретаций».

Второй стратегический вектор — поиск ответов на вопрос, как сохранить мир. «По данным доклада Роберта Джексона, адресованного НАТО в 1997 году, с момента окончания Второй мировой войны на планете было всего лишь 26 мирных дней», — сообщают разработчики программы. И опять же, это общечеловеческая повестка: музеи мира составляют международную сеть — International Network of Museums for Peace (INMP), взаимодействие с которой могло бы быть весьма интересным.

Напомним, что новый музей «Зоя» открылся после глобальной реконструкции весной 2020 года. Семантическое его ядро составляет рассказ о первой женщине — Герое Советского Союза в годы войны и о контрнаступлении советских войск в битве под Москвой.

В музейный комплекс входит несколько объектов: изба Прасковьи Кулик, где разведчицу пытали в ночь перед казнью, стела на месте ее гибели, ее первое захоронение, а также новое здание с разбитым вокруг него ландшафтным парком. Проект нового корпуса разработало молодое архитектурное бюро «А2М» Андрея Адамовича и Даны Матковской. Что касается внутреннего наполнения, то концепцию, дизайн и сценарий экспозиции, а также весь мультимедийный контент сделало легендарное бюро Lorem Ipsum (креативный директор — Абигейл Онор), придумавшее среди прочего музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге. Сочетая подлинные экспонаты с иммерсивными технологиями, разработчики воссоздали в музее атмосферу 1930–1940-х годов: школьный класс, где девушка могла учиться, зимнюю подмосковную деревню, блиндаж и поле военных действий, солдатскую землянку. Помимо этого, в здании есть пространства для лекций и дискуссий, а также зал «Бессмертный полк», куда каждый может принести фотографии и документы своих родственников — очевидцев войны.

Вскоре после официального открытия музей попал в эпицентр бурного публичного обсуждения, оказавшись заложником своего модного внешнего облика: современная архитектура сделала его «инстапоинтом» — популярным местом для легкомысленных съемок в Instagram, что вступило в противоречие с изначальной мемориальной миссией. Понадеемся, что с запуском стратегической программы таких казусов больше не случится.

Музей будет развивать онлайн-деятельность: подкасты, страницы в социальных сетях, цифровой архив.

Огромная роль отводится правильно выбранным хештегам: «преодолевающая», «меняющая мир», «ведущая за собой».

Например, блогерам из регионов может быть предложено рассказать о героинях своей малой родины, совершивших прорыв в той или иной области. То есть вокруг подмосковного музея может сложиться общероссийское, а в идеале и международное комьюнити. Варианты работы офлайн практически неисчерпаемы: театральные постановки, кинофестивали, лекторий, творческие встречи, круглые столы, воркшопы, выставки, исследования, выпуск собственного журнала.

Музей рассчитан на разные категории посетителей — от (естественно) школьников до профессиональных художников, дизайнеров, писателей. Литература станет особой частью повестки, так как доподлинно известно, что Зоя Космодемьянская мечтала стать писателем, поступить в Литературный институт.

Когда это все заработает, мы сможем получить по-настоящему современный военно-пацифистско-патриотический музей. Ничего подобного в России пока нет. И если этот опыт будет удачным, его распространят на другие музеи аналогичной направленности.

Единственная сложность — программа такая грандиозная, что требует слаженной командной работы и глубокой и всесторонней подготовки любого события.

«Программа „Она и мир“ — это во всех смыслах душа музея, — говорит его директор Марина Роменская. — В ней фундаментом заложены женственность, созидательность, миротворчество и большое количество тем, которые интересны, актуальны и полезны. Уже в этом году музей начнет издательскую деятельность, подготовив вначале ежеквартальный, а в дальнейшем ежемесячный научно-популярный буклет». 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+