Музей Зои Космодемьянской обнародовал стратегическую программу

№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

Комплекс в Петрищеве, что в 100 км от Москвы, обещает стать первым государственным музеем, посвященным не одной героине, но и женщинам вообще

План, который почти год разрабатывала Студия Артемия Лебедева, недавно был одобрен Министерством культуры Московской области. Его суть состоит в том, чтобы развивать музей под лозунгом «Она и мир».

Музей «Зоя» будет рассказывать о сильных женщинах — героях Великой Отечественной войны, а еще ученых, художниках, писателях, бизнесменах (прежде всего тех, кто занимается социальным бизнесом), меценатах мирного времени.

Это не феминистская повестка, а общегражданская: музей интересуют личности, внесшие вклад в развитие страны и шире — цивилизации.

Аналогичных музеев немало в мире. В Международную ассоциацию женских музеев (IAWM) сейчас входит около 100 институций (пятая их часть — виртуальные). Их география охватывает Европу, Америку, Азию, Африку и Австралию. Сотрудничество с ними могло бы стать весьма плодотворным. Само сочетание «Она и мир» будет трактоваться по восходящей: она и мир (без границ), она и мир (искусства), она и миры.

«Обращаясь к концептам ЖЕНЩИНА/МИР, мы противопоставляем их нарративу и проблематике основной экспозиции, исследующей ВОЙНУ и память о ней, — пишут авторы программы. — Такой подход является сильным драматургическим приемом, нацеленным на чувства зрителей и оставляющим пространство для персональных интерпретаций».

В экспозиции подлинные экспонаты сочетаются с иммерсивными технологиями. Фото: Музейный комплекс «Зоя»
В экспозиции подлинные экспонаты сочетаются с иммерсивными технологиями.
Фото: Музейный комплекс «Зоя»

Второй стратегический вектор — поиск ответов на вопрос, как сохранить мир. «По данным доклада Роберта Джексона, адресованного НАТО в 1997 году, с момента окончания Второй мировой войны на планете было всего лишь 26 мирных дней», — сообщают разработчики программы. И опять же, это общечеловеческая повестка: музеи мира составляют международную сеть — International Network of Museums for Peace (INMP), взаимодействие с которой могло бы быть весьма интересным.

Напомним, что новый музей «Зоя» открылся после глобальной реконструкции весной 2020 года. Семантическое его ядро составляет рассказ о первой женщине — Герое Советского Союза в годы войны и о контрнаступлении советских войск в битве под Москвой.

В музейный комплекс входит несколько объектов: изба Прасковьи Кулик, где разведчицу пытали в ночь перед казнью, стела на месте ее гибели, ее первое захоронение, а также новое здание с разбитым вокруг него ландшафтным парком. Проект нового корпуса разработало молодое архитектурное бюро «А2М» Андрея Адамовича и Даны Матковской. Что касается внутреннего наполнения, то концепцию, дизайн и сценарий экспозиции, а также весь мультимедийный контент сделало легендарное бюро Lorem Ipsum (креативный директор — Абигейл Онор), придумавшее среди прочего музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге. Сочетая подлинные экспонаты с иммерсивными технологиями, разработчики воссоздали в музее атмосферу 1930–1940-х годов: школьный класс, где девушка могла учиться, зимнюю подмосковную деревню, блиндаж и поле военных действий, солдатскую землянку. Помимо этого, в здании есть пространства для лекций и дискуссий, а также зал «Бессмертный полк», куда каждый может принести фотографии и документы своих родственников — очевидцев войны.

Теме литературы в музее уделяют особое внимание, так как Космодемьянская мечтала стать писателем. Фото: Музейный комплекс «Зоя»
Теме литературы в музее уделяют особое внимание, так как Космодемьянская мечтала стать писателем.
Фото: Музейный комплекс «Зоя»

Вскоре после официального открытия музей попал в эпицентр бурного публичного обсуждения, оказавшись заложником своего модного внешнего облика: современная архитектура сделала его «инстапоинтом» — популярным местом для легкомысленных съемок в Instagram, что вступило в противоречие с изначальной мемориальной миссией. Понадеемся, что с запуском стратегической программы таких казусов больше не случится.

Музей будет развивать онлайн-деятельность: подкасты, страницы в социальных сетях, цифровой архив.

Огромная роль отводится правильно выбранным хештегам: «преодолевающая», «меняющая мир», «ведущая за собой».

Например, блогерам из регионов может быть предложено рассказать о героинях своей малой родины, совершивших прорыв в той или иной области. То есть вокруг подмосковного музея может сложиться общероссийское, а в идеале и международное комьюнити. Варианты работы офлайн практически неисчерпаемы: театральные постановки, кинофестивали, лекторий, творческие встречи, круглые столы, воркшопы, выставки, исследования, выпуск собственного журнала.

Музей рассчитан на разные категории посетителей — от (естественно) школьников до профессиональных художников, дизайнеров, писателей. Литература станет особой частью повестки, так как доподлинно известно, что Зоя Космодемьянская мечтала стать писателем, поступить в Литературный институт.

Когда это все заработает, мы сможем получить по-настоящему современный военно-пацифистско-патриотический музей. Ничего подобного в России пока нет. И если этот опыт будет удачным, его распространят на другие музеи аналогичной направленности.

Единственная сложность — программа такая грандиозная, что требует слаженной командной работы и глубокой и всесторонней подготовки любого события.

«Программа „Она и мир“ — это во всех смыслах душа музея, — говорит его директор Марина Роменская. — В ней фундаментом заложены женственность, созидательность, миротворчество и большое количество тем, которые интересны, актуальны и полезны. Уже в этом году музей начнет издательскую деятельность, подготовив вначале ежеквартальный, а в дальнейшем ежемесячный научно-популярный буклет». 

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+