18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Универсальное лицо художника Целкова

Художник Олег Целков. Фото: HIDIRO
Художник Олег Целков.
Фото: HIDIRO

В Париже скончался художник Олег Целков. Ему было без четырех дней 87 лет. Он поровну (поверишь в нумерологию) — по 43 года — прожил в России и во Франции, восприняв отъезд из СССР не как драму, а как шанс. Которым успешно воспользовался

Феномен популярности картин Олега Целкова (1934–2021), который всю свою долгую жизнь изображал в основном «рожи» или «морды», как он их сам называл, а, по сути, создавал один ядовитый анилиновый сериал с бесконечным продолжением, скорее всего, никогда не будет убедительно объяснен. У классических сюрреалистов «рожи» получались страшнее, у кубистов — загадочнее, у концептуалистов — ироничнее.

Художник признавался, что и сам не может объяснить, кого изображает. Но в одном из последних интервью Целков заметил: «Я не сатирик, не судья и не рисую с натуры». Чем же он занимался?

В начале XXI века Олег Целков обмолвился: «Я случайно сорвал маску со всего человечества».

Даже если представить себе, что в этой фразе, или, если хотите, лозунге, заложена маркетинговая стратегия коммерчески успешного художника, в скрытом и наверняка подсознательном цитировании высказывания Ленина о Льве Толстом (обоих в советской школе изучали) виден уровень претензий Целкова. Художника интересовал диалог с гениями, а не рост цен на его картины на мировых аукционах. За словами «случайно сорвал» — поиск универсальных свойств людей. В данном случае не важно, какой знак имеют эти свойства. И этим Целков оказался интересен самой разной публике.

«Всадник». 1998. Фото: Государственный Эрмитаж
«Всадник». 1998.
Фото: Государственный Эрмитаж

Ровно 30 лет назад вышел двухтомный каталог выставки «Другое искусство» в ГТГ, теперь еще и литературный памятник эпохе перестройки. Там воспроизведены две картины Целкова — «Автопортрет с Рембрандтом в день рождения 15 июля» (1971) и «Женский портрет» (1964). В первом случае это подтверждение «звездных» намерений, во втором — маркер найденного образа «рожи». В том же каталоге опубликована пространная хроника неофициальной художественной жизни с 1956 по конец 1970-х годов. Любопытно, что одна из первых строчек посвящена Целкову: он провел свою первую персональную выставку в квартире Владимира Слепяна на Трубной улице. И финал хроники — эмиграция художника.

Ахматова, Бродский, Довлатов, Евтушенко, Костаки, Миллер — общение Целкова с ними обросло подробностями, больше похожими на мифологию. Но важно другое: невыдуманные изначально частные истории выдержали испытание временем, стали, как бы пафосно это ни звучало, частью истории культуры, нашего гуманитарного багажа.

Рассказы о покупке Артуром Миллером картины «Групповой портрет с арбузом», а также об изобретении Целковым таксы на его полотна в рублях за квадратный сантиметр многократно воспроизводились в разных версиях. Куда менее известен ленинградский эпизод конца 1950-х годов, когда 1 мая Целков, Бродский и группа поддержки пронесли по Моховой улице картину художника «Автопортрет в нижнем белье».

«Групповой портрет с арбузом». Фото: Christie’s
«Групповой портрет с арбузом».
Фото: Christie’s

Строго говоря, из всей биографии Целкова только учеба на сценографа у Николая Акимова в Ленинградском театральном институте обычно и упоминается. В 2011 году художник в качестве живого классика приезжал в Петербург на открытие персональной выставки в одной ныне не существующей галерее. Тепло вспоминал Акимова, говорил о том, что его стали интересовать не только «морды», но и руки. Они могут и нежно обнимать, и заносить над головой топор. Но «морды» остались фирменным знаком Целкова. Теперь посланием в вечность о том, что думал наш современник про весь ХХ век и самое начало века XXI.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
Классический труд знаменитого немецкого искусствоведа «От Ван Эйка до Брейгеля: этюды по истории нидерландской живописи» спустя столетие опубликован на русском языке. Что здесь устарело, а что нет, сообщают современные комментарии
25.08.2023
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
6
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
7
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+