18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памяти французского концептуалиста Кристиана Болтански

Классик современного искусства Кристиан Болтански умер 14 июля в своем доме в Париже на 77-м году жизни. В память о нем еще раз публикуем интервью, где художник много размышляет о жизни и смерти

В название выставки Faire son temps заложена игра слов — «делать свое время» и «прожить его». Какая идея вам все-таки ближе? 

В силу моего возраста можно сказать, что свое время я уже прожил. Но все-таки я продолжаю его творить. Энергии хоть отбавляй — больше, чем в молодости. И очень много проектов по всему миру, потому эта ретроспектива отнюдь не финальная точка.

Она выглядит как здорово придуманный спектакль, где все сюжеты и герои известны, но который, благодаря хитрой режиссуре, смотрится по-новому. Это еще один шаг в сторону тотальной инсталляции? Отголоски вашей берлинской работы с Ильей Кабаковым? 

Кабаков — мой друг, мы действительно работаем примерно в одном направлении. Хотя я, наверное, больше отношусь к минималистам, чем он. Это желание тотального искусства, когда нет ничего случайного, все смыслы считываются и каждая деталь имеет значение. Звуки, запахи, ощущения, визуальные эффекты подчинены единому замыслу. Выставка открывается ранней работой, короткометражкой «Мужчина, который кашляет» (1969), а заканчивается двумя видео Animitas (2014, 2017). В начале мы слышим страшные отхаркивания кровью, в конце — вздрагивающие от дуновения ветра колокольчики, от насилия мы приходим к чему-то — нет, не обнадеживающему, но уже более спокойному.

Что это — жизнь после смерти?

Наверное, да. Что-то после, потому что сначала вы встречаете деревянных шагающих персонажей, одетых в черные пальто, и они с лампочкой допрашивают, как вы умерли, было ли страшно. И уже потом вы слышите колокольчики. Это момент прострации, некоторого успокоения. Как будто вы попали в лимб.

На ретроспективе показаны работы, созданные вами за последние 50 лет. Меняется ли ваш взгляд на них? Например, разглядывая сегодня фотографии детей из журнала Club Mickey (1972), вы по-прежнему ищете в себе ребенка? 

Тадеуш Кантор — польский режиссер и мой добрый друг — говорил: «В нас всегда живет умерший ребенок». Так и у меня: я могу забыть маленького Кристиана, но он все равно есть. Что касается тем, то в искусстве их не так много, и каждый художник всю жизнь говорит об одном и том же. В моем случае это смерть. Но если раньше меня интересовали смерти других, то с возрастом я все чаще думаю о своей.

А как вы хотите умереть? 

Медленно, не от инфаркта. Чтобы было время разобраться со всеми делами. И потом, согласитесь, грустно умирать, не осознавая этого. Хотя в сегодняшнем мире смерть отрицается, люди отказываются от нее. Раньше собирались на последнее слово, прощались с жизнью в кругу семьи и близких. Сегодня все происходит в больнице. Человек, по сути, давно уже умер, ему просто отключают провод. Я не боюсь смерти, она часть жизни. Но сейчас это было бы совершенно некстати: у меня много планов, в том числе на Москву.

Расскажете?

Сначала в «Гараже» мое видео Animitas Blanc (2017), снятое в Квебеке, поучаствует в групповой выставке. А потом запланирована большая ретроспектива в Пушкинском музее. Как раз скоро собираюсь поехать посмотреть залы и окончательно определиться. В последнее время я делаю много ретроспектив — в Шанхае, в Токио, но каждый раз придумываю новую сценографию, потому что для меня это не разрозненные работы разных лет, а одно произведение. Я всегда в шутку говорю, что это как прийти домой, открыть холодильник, а там нечего есть — одно яйцо, кусок сыра и картошка. Но их можно пережарить, и получится новое блюдо. Так же и здесь — есть старые произведения, из которых я делаю новые выставки, каждый раз учитывая местный контекст. В Центре Помпиду, например, мне дали большое пространство, и нужно было его организовать, очертить границы. В Пушкинском стены уже построены — там придется думать по-другому. 

Будете делать что-то специальное? Вы давно обещали привезти самовар…

Хочу записать биение русских сердец для архива, который я создаю с 2005 года на острове Тэсима. Для японцев он стал местом паломничества, там всегда очереди. Они приходят послушать сердца умерших близких или собственное сердце записать.

А самовар так и дожидается своего часа — стоит дома. Он приехал во Францию из Одессы, откуда родом моя семья. Бабушка с отцом всегда говорили по-русски, но отец не захотел, чтобы я учил русский, боялся, что я не интегрируюсь, наверное. Россия для меня связана только с детскими воспоминаниями, на мои художественные взгляды она никак не повлияла. Входом в славянский мир для меня стали Польша и Тадеуш Кантор, чей театр во многом меня сформировал как художника. 

Но мне кажется, что во мне все же есть что-то от загадочной русской души. И очень любопытно, как выставку воспримут в Москве. По моим ощущениям, русские чаще, чем французы, задаются глобальными вопросами. Тут, если ты в конце ужина примешься философствовать, тебя примут за идиота.

Среди учителей вы называете также хорео­графа Пину Бауш. Были ли вы знакомы? В чем вы чувствуете близость?

Мы познакомились на гастролях Вуппертальского театра танца в Париже. И конечно, я не знал ее так хорошо, как Кантора. Она была очень открытой, доброй, улыбчивой, но я все равно страшно робел и боялся ее — с кумирами всегда так. В этой хрупкой женщине было слишком много силы, и она не боялась менять танец. Так же и я: оставаясь в традициях классического искусства, я все-таки стараюсь изменить его язык.

Каким бы вы хотели, чтобы вас запомнили? 

Сегодня миф важнее самих людей, он сильнее человека, поэтому я хочу создавать только мифы. Например, видео Misterios с китом, которое мы снимали в Патагонии. Для местных индейцев киты — древнейшие обитатели, свидетели начала мира. Мне страшно интересно узнать, с чего начался наш мир. Я задавал этот вопрос многим людям, но ответа так и не получил. Решил попробовать узнать у китов. Вместе со специалистами по акустике мы подобрали звуки, похожие на те, что издают киты. И транслировали их через огромные трубы, установленные в пустыне. Конечно, киты мне не ответили. Но в памяти местных я останусь как сумасшедший, который пытался говорить с китами. Это будет миф.

И то, что вы продали свою жизнь в пожизненную ренту, — это тоже часть мифотворчества? 

Да, это миф одного человека с Тасмании, который купил мою жизнь (Дэвид Уолш, тасманийский миллиардер, заработал состояние на ставках. — TANR). Сейчас у него тысячи и тысячи DVD с записью моей жизни. В день по диску, и так уже десять лет. И в то же время это опять парабола, притча: можно ли купить чью-то жизнь и можно ли жить, постоянно наблюдая за чьей-то жизнью? Конечно, нет. С одной стороны, он купил мою жизнь. С другой, он ничего не получает. Ну почесал я нос — и что дальше? Никакой информации обо мне это не дает. Единственная ценность этих DVD состоит в том, что они фиксируют процесс моего старения. Камера установлена на лестнице, по которой мне все сложнее подниматься.

Выгодно хотя бы продали? 

Очень. Даже торговались почти полгода. Один нотариус во Франции, второй в Австралии. Команда врачей, масса бумаг. Мне, например, было любопытно узнать, что будет, если он умрет первым, хотя он гораздо моложе меня, ему всего 50 лет.

И что тогда? 

Действие контракта прерывается с первой смертью. Счетчик останавливается. Он думал, что я умру до того, как он мне выплатит всю сумму, изначально прописанную в контракте. Это были ежемесячные выплаты. Но вот теперь, уже несколько месяцев, он мне переплачивает: та сумма уже истекла. 

Кроме мифа в этой истории есть еще тема случайности, к которой вы постоянно возвращаетесь.

Конечно. Это же чистой воды «Фауст», сделка с дьяволом. Человек заработал огромные деньги на ставках. Он говорит, что никогда не проигрывает, что поборол случайность — а это дьявольщина. Но тут получается, что он проигрывает, ведь по его расчетам я должен был уже умереть. Мы виделись в декабре прошлого года, примерно в тот момент, когда отпущенный мне срок истекал. За деньги я не волнуюсь — с ними у него все в порядке, — а вот принципы, похоже, пошатнулись.

Вы много говорите о трагедиях ХХ века, главным образом о холокосте. Драмы нового века вас не интересуют? 

Милан Кундера про это хорошо сказал: «Пусть старые покойники уступят место молодым покойникам». Мы ведь постоянно живем в драме. И сейчас это мигранты. У меня была работа на эту тему, ее просто нет на выставке. 

А не возникало ли у вас идеи работать с соцсетями как с главными носителями сегодняшней коллективной памяти? 

Я пробовал делать произведение с Facebook, потому что там очень много мертвых. Удивительно, как пространство, изначально предназначенное для развлечений, на наших глазах превращается в кладбище. Но ничего не вышло. Люди в компьютере всё привыкли получать бесплатно — даже символический евро за видео они платить не хотят. Кроме того, глобальное единение, которое якобы должны давать нам соцсети, тоже иллюзия. И глобальная информация тоже по большей части «фейк». Ее так много, что и ты в ней теряешься, и она теряет свой смысл.

А что вы думаете о современных художниках? Как вам видится сегодняшний арт-мир? 

Сегодня самая большая грубость, которую можно сказать художнику, — это то, что он профессионал. Я люблю маргиналов. Но современная система образования, рынок подталкивают художников к оттачиванию профессионализма. Помню, как-то раз я, еще совсем юным, зашел в одну знаменитую американскую галерею в Париже. Там сидела пьяненькая секретарша, а при ней какой-то полумаргинал, который грязно шутил и щипал ее за задницу. И в этом было столько жизни! Я очень скучаю по тем временам и жалею, что едва ли они уже вернутся. Сегодня заходишь в галерею — там красиво, все убрано, причесанные девочки, но ничего человеческого там нет. Слишком много профессионалов. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+