18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство и деньги: могут ли они существовать друг без друга?

№35
Материал из газеты

Свежая книга русского автора о феномене рынка современного искусства XXI века

Книги на русском, посвященные рынку искусства, можно пересчитать по пальцам. А написанные русским автором — по пальцам одной руки. Притом что тема актуальнейшая и остро интересующая публику. Не только досужую — чем больше и дороже продается искусство, тем больше втягивается в него людей, тем обильнее вокруг нарастают сервисы. То, что книга вышла в издательстве Высшей школы экономики, сразу позиционирует ее как учебник — и делает совсем уж бесценной. Приятно отметить также, что Анна Арутюнова — постоянный автор The Art Newspaper Russia.

Книга написана на западных примерах и отсылает к западным источникам. С одной стороны, это обидно, а с другой — понятно: русский арт-рынок мал и вял, но в целом повторяет структуру мирового, так что все важные выводы спокойно можно отнести и к нам. Кроме того, подавляющее большинство материала посвящено современному искусству или как минимум искусству XX века, что может быть обидно и тоже понятно: объемы его оборотов таковы, что не оставляют другим разделам шансов пробиться в топ. Именно современное искусство — та сфера, где опробуют новые стратегии, художественные, инвестиционные, социальные, не говоря уже про пиар.

Разделы о структуре рынка, ценообразовании, способах и каналах продаж чрезвычайно внятны. Но наибольший интерес вызывает та часть, где автор пытается ответить на вопрос — нет, не на банальный «как долго еще искусство будет дорожать?», а на гораздо более интересный: как искусство и деньги существуют вместе и могут ли они существовать по отдельности? «Между системой денег и системой искусства есть определенное сходство: обе системы символические. И обменивая деньги на искусство, мы обмениваем одну абстракцию на другую». Ценность и того и другого просто результат общественного договора; есть о чем задуматься тем, кто недавно обменял $180 млн на картину Пабло Пикассо или $300 млн на полотно Поля Гогена. И еще: «Искусством является то, что признается таковым широким сообществом экспертов, занимающихся деятельностью в этой области». Так что ценность и как следствие стоимость, например, Brillo Box, копий коробок из-под мыла, помещенных в выставочный зал Энди Уорхолом, сомнению подвергаться не может (очень интересна история о том, как главный куратор, специалист по Уорхолу, дозаказал недостающие для выставки коробки прямо на мыловаренной фабрике). И если искусство модернизма рождалось в муках, отказываясь от категории красоты, то арт-рынок этот отказ не только с легкостью пережил, но и еще более расцвел. И в XXI веке так же легко продолжает поглощать то, что недавно, казалось, не сможет переварить. Не только концептуально антикоммерческое искусство (прекрасна глава о Джозефе Кошуте, его искусстве и его стоимости), но и видео, перформанс и даже те произведения, которые их создателями задуманы полностью лишенными материального воплощения, — все это продается и покупается. Иногда художники пытаются вырваться из тисков коммерческого — в книге рассмотрены и «бразильская модель», и «норвежская», — но, пожалуй, все это не более чем художественные эксперименты.

Арутюнова А. Арт-рынок в XXI веке: Пространство художественного эксперимента. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+