Чайная церемония. Вся вселенная на ладони

Черная чайная чаша-Раку "Синъун-ни укандэ I" ("Качаясь на дождевых тучах") в технике якинуки, Раку Китидзаэмон © Takashi Hatake
Черная чайная чаша-Раку "Синъун-ни укандэ I" ("Качаясь на дождевых тучах") в технике якинуки, Раку Китидзаэмон © Takashi Hatake

Раку («простота», «естественность») — традиция керамики, которая создается вручную без гончарного круга, существует в Японии с XVI века. Название происходит от надписи на печати, полученной в дар от военачальника Тоётоми Хидэёси. Он построил дворец в Киото, в создании которого принимали участие основатель традиции чайного действа «тя-но ю» Сэн-но Рикю и мастер керамики Тёдзиро, который и стал основателем династии Раку. На сегодня династия насчитывает 15 поколений патриархов Раку. Раку Китидзаэмон, нынешний 15-й патриарх династии, считает, что такие полные выставки, как та, что открывается в Эрмитаже, — большая редкость даже для Японии. В изобразительном мире Раку, ограниченном рамками чайной чаши, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, — от бесконечного космоса до журчания горной речки. В центре выставки — произведения Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния, такие как Двухцветный лев из собрания Музея Раку, Черная чайная чашка-Раку Мукигури (Очищенный каштан) из собрания Агентства по делам культуры Японии, Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу (Ничего не иметь) из собрания Музея изобразительных искусств Эгава.

Большая часть из 170 предметов предоставлена Музеем Раку в Киото, который основан в 1978 году и собирает керамику и документы, связанные с японской чайной церемонией. На выставке будут показаны произведения всех 15 патриархов и даже будущего 16-го патриарха Раку Ацундо.

В экспозицию будут включены и предметы, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ — потомками основателя чайной культуры «тя-но ю» Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Практически параллельно Эрмитаж откроет еще одну выставку — Сосуд вечной радости: японские миниатюрные чайники для чая сэнтя — из своей коллекции (18 июля — 15 ноября). 

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+