18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чайная церемония. Вся вселенная на ладони

Раку («простота», «естественность») — традиция керамики, которая создается вручную без гончарного круга, существует в Японии с XVI века. Название происходит от надписи на печати, полученной в дар от военачальника Тоётоми Хидэёси. Он построил дворец в Киото, в создании которого принимали участие основатель традиции чайного действа «тя-но ю» Сэн-но Рикю и мастер керамики Тёдзиро, который и стал основателем династии Раку. На сегодня династия насчитывает 15 поколений патриархов Раку. Раку Китидзаэмон, нынешний 15-й патриарх династии, считает, что такие полные выставки, как та, что открывается в Эрмитаже, — большая редкость даже для Японии. В изобразительном мире Раку, ограниченном рамками чайной чаши, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, — от бесконечного космоса до журчания горной речки. В центре выставки — произведения Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния, такие как Двухцветный лев из собрания Музея Раку, Черная чайная чашка-Раку Мукигури (Очищенный каштан) из собрания Агентства по делам культуры Японии, Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу (Ничего не иметь) из собрания Музея изобразительных искусств Эгава.

Большая часть из 170 предметов предоставлена Музеем Раку в Киото, который основан в 1978 году и собирает керамику и документы, связанные с японской чайной церемонией. На выставке будут показаны произведения всех 15 патриархов и даже будущего 16-го патриарха Раку Ацундо.

В экспозицию будут включены и предметы, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ — потомками основателя чайной культуры «тя-но ю» Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Практически параллельно Эрмитаж откроет еще одну выставку — Сосуд вечной радости: японские миниатюрные чайники для чая сэнтя — из своей коллекции (18 июля — 15 ноября). 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+