Дело о матрасе: изнасилованная студентка, не добившись справедливости в суде, устроила громкий перформанс

№35, июль-август 2015
№35
Материал из газеты

Ее обидчик, в свою очередь, подал в суд на профессора, который курировал скандальный дипломный проект студентки

Эмма Сулкович на церемонии вручения дипломов в мае вместе с матрасом из скандального перформанса
Эмма Сулкович на церемонии вручения дипломов в мае вместе с матрасом из скандального перформанса

Иск против преподавателя искусств Колумбийского университета в Нью-Йорке вызвал бурную дискуссию по поводу того, достаточно ли художники, которые учат студентов, разбираются в проблемах сексуальной дискриминации и насилия. Студент Пол Нанджессер, обвиненный в изнасиловании однокурсницы Эммы Сулкович, подал в Окружной суд США жалобу на руководство университета и его сотрудников. Он утверждает, что Джон Кесслер, под кураторством которого Сулкович создала свой скандальный дипломный проект Перформанс с матрасом (Неси это бремя) (2014–2015), должен ответить за «преподавательско-студенческое преследование и оскорбление» Нанджессера.

«Мысль о том, что можно подать в суд на куратора за то, что он помог студентке найти способ художественного самовыражения, честно говоря, ужасает, — говорит художник Шон Фейдер, преподававший в нескольких американских художественных школах и университетах. — Высокое искусство поднимает сложные вопросы и пытается достучаться до людей — это как раз про Неси это бремя». По мнению адвоката Даниэлы Нанау, если говорить о свободе самовыражения, «это случай серьезный и беспрецедентный». Важнейшая веха в истории борьбы за права женщин, закон, известный под названием Title IX, был принят при президенте Ричарде Никсоне в 1972 году. Конгресс запретил дискриминацию по половому признаку в учебных заведениях, которые получают федеральные средства. Этот закон, который с тех пор неоднократно упоминался в ряде дел, связанных с сексуальной дискриминацией, «трактуется очень широко», пишет Сьюзан Веа в книге Title IX. «Вместо того, чтобы четко указать, как должны поступать учебные заведения, он позволяет им добиваться своих целей».

Справка

Как матрас стал художественным объектом

В октябре 2013 года в Колумбийском университете дело Эммы Сулкович, заявившей, что ее изнасиловал однокурсник, закрыли за отсутствием «веских доказательств». В апреле 2014 года Сулкович и еще 22 студента университета подали жалобу против университета за несоблюдение Title IX — закона о запрете дискриминации женщин — и игнорирование заявлений жертвы сексуального насилия. Через полгода Сулкович представила свой дипломный спектакль-перформанс Неси это бремя (2014–2015). В интервью на радиопрограмме Democracy Now! девушка пообещала таскать 22-килограммовый матрас из общежития вокруг кампуса каждый день до выпускного или «пока насильник не будет исключен из университета». Перформанс получил широкое признание: критик New York Times Роберта Смит назвала его «единственным и знаковым в нашу эпоху навязываемых мнений, бесконечных дискуссий и праведного гнева». Когда номер уходил в печать, Сулкович получила диплом. Услышать комментарии ни от нее, ни от университета, ни от Джона Кесслера нам так и не удалось.

Еще…

Оборотная сторона этой открытости — то, что, как в известной пословице, закон — что дышло: куда повернул — туда и вышло. Один скромный художник, пожелавший остаться неизвестным, жалуется, что в его учебном заведении проблеме вообще не уделяют внимания. Но это скорее исключение. Техасский университет в Остине проводит для своих преподавателей целый курс по Title IX, рассказывает художник Майкл Смит, профессор отделения трансмедиа. Тренинг во многом рассчитан на женщин, которые, по статистике, чаще становятся объектами сексуального насилия, однако в последнее время все большее число адвокатских контор получают иски от мужчин, подвергшихся дискриминации и домогательствам. Многие обеспокоены резонансом дела Нанджессера в художественном мире. «Мы живем в постоянном страхе, как бы не совершить ошибку или не выйти за границы политкорректности, — сетует художник и куратор Катя Гроховски. — А как же творить великое, не боясь ограничений и запретов, изменяя жизнь и окружающий мир?» Ее коллеги еще более бесстрашны. Преподаватель Школы визуальных искусств в Нью-Йорке Мэрилин Минтер заявила, что собирается работать, как и прежде. «По мне, так иск этот — полная глупость, а Джон Кесслер — герой», — считает она.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+