18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сноудон, Хокни и Фрейд. За что любят эту троицу

№34
Материал из газеты

Британские шестидесятники: чудаки и трудоголики

Энтони Армстронг-Джонс (с 1961 года лорд Сноудон) делал фотографии для своей книги Частный взгляд, вышедшей в 1965 году и представившей неожиданно личный взгляд на британскую художественную среду — уютную, маленькую, в которой все знакомы со всеми. В то время занятие искусством было борьбой в не особенно дружественной среде с очень небольшим числом коммерческих галерей, где крупные выставки в галерее Тейт всегда были выставками Художественного совета, а Королевская академия художеств все еще была крайне консервативной. Частный взгляд остается призмой, сквозь которую можно увидеть будущее совершенно обезумевшего мира современного искусства, в котором здравый смысл считается тюльпаноманией XXI века.

На серебристых фотографиях Сноудона все же преобладает несколько более здоровый мир. В коллекции Национальной портретной галереи в Лондоне хранится 300 его снимков. Он был активистом и изобретателем оборудования для людей с ограниченными возможностями, дизайнером, создателем документальных фильмов. Это увлекательная иллюстрированная история светской, интеллектуальной и художественной элиты. Сноудон создал ряд фотоэссе о маргиналах, инвалидах, душевнобольных, стариках. И еще отсылка к таким ранним рискованным предприятиям, как его смелое и оригинальное фотоэссе о Лондоне. Фотографии Сноудона — богатая визуальная история не только светского мира и аутсайдеров, но и художественной среды его времени.

Дэвиду Хокни, еще одному гению из поколения 1960-х, посвящен 793-страничный том А Pilgrim’s Progress (Пути странника), написанный его земляком-йоркширцем Кристофером Саймоном Сайксом, повествование о географических и художественных путях Хокни. Источниками для книги послужила дружба автора с Хокни и его интервью, печатные материалы, от рецензий до каталогов и книг, радио- и телепередачи. Это хорошо написанный, интересный текст. Перед нами проходит занимательная, временами почти неправдоподобная вереница одержимостей Хокни. Это увлечение возможностями новых технологий от факса до iPhone и iPad, работа над масштабными сценическими декорациями для оперы, от Лос-Анджелеса до Глайндборна и Ковент-Гардена. Через всю книгу проходит тема откровенного и острого желания выстроить содержательные отношения с любимыми, с работниками, с друзьями всей жизни. Из-за постоянной поглощенности работой Хокни порой охватывает разрушительная неспособность адекватно реагировать на происходящее. Совершенно человеческая история, при этом высоко поднимающаяся над заурядностью благодаря характеру героя.

Последний в этой плеяде шестидесятников  — Люсьен Фрейд. Его секретарь Дэвид Доусон ранее экспонировал несколько студийных серий Фрейда с фирменным творческим беспорядком. Теперь в книге A Painter’s Progress (Путь художника) мы можем наблюдать выборку фотографий Фрейда, фиксирующих его неустанную решительность и упорство. И только все возрастающая хрупкость, чувствующаяся в этих изображениях, не дала работе поглотить его полностью.
В книге есть ряд откровенных фотографий его дома, производящих сильное впечатление тем, что на них видны принадлежавшие ему произведения, от Родена до Бэкона, плюс знаменитая коллекция Франка Ауэрбаха, работами которого он себя окружал. 

Snowdon: a Life in View. Anthony Armstrong Jones, Graydon Carter, Frances von Hofmannsthal, Tom Ford and Patrick Kinmouth. Rizzoli. 375 с. £50, $85 (твердая обложка). На английском языке

Christopher Simon Sykes. Hockney: the Biography. Vol. 2: А Pilgrim’s Progress. Century. 30 с. £25 (твердая обложка). На английском языке

David Dawson. A Painter’s Progress: a Portrait of Lucian Freud. Jonathan Cape. 275 с. £35 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+