18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Эгон Шиле с коллегами

№34
Материал из газеты

Что могут рассказать автопортреты

После большой выставки произведений Эгона Шиле из коллекций двух своих основателей в 2005–2006 годах Neue Galerie в Нью-Йорке вновь обратилась к этому художнику — на сей раз в виде менее масштабной экспозиции, в которую вошло 125 работ, 105 из которых — на бумаге. Она стала первой в Америке и второй в мире выставкой, в центре внимания которой были портреты Шиле. Под обложкой ее каталога Egon Schiele: Portraits (Эгон Шиле: портреты), опубликованного, как и каталог предыдущей выставки, в сотрудничестве с Prestel Verlag, собраны достижения пяти десятилетий исследований.

Алессандра Комини (чьи новаторские открытия легли в основу выдающейся книги 1974 года Портреты Эгона Шиле) доказывает: Шиле ни много ни мало «переопределил» развитие жанра. Джейн Каллир, автор каталога-резоне Шиле, описывает попытки художника проложить путь между «патронажем и портретной живописью». Молодой австрийский куратор Кристиан Бауэр в исследовании самых ранних из сохранившихся произведений Шиле показал, насколько пророческими были эти первые шаги.

В адрес Neue Galerie прозвучала масса похвал за то, что ей удалось привезти ряд знаменитых портретов Шиле, в том числе портрет его младшей сестры Герти (1909, МоМА), где развивающий собственный выразительный язык молодой художник еще борется с орнаментальным стилем Густава Климта, любопытный портрет молодой жены (1915, Муниципальный музей Гааги), а также отклик 1917 года на одно из самых ценных для него венских знакомств — с Францем Мартином Хабердицлем (Бельведер, Вена).

Удивление, правда, вызвали автопортреты: их включение (они не были указаны в названии выставки), их количество (четверть экспонатов) и их разнообразие (от порнографии до салона).

В каждый из шести разделов каталога вошли работы на бумаге, холсте, доске, относящиеся к разным периодам творчества Шиле.

В разделе Коллеги-художники мы видим ряд подготовительных этюдов к портрету Карла Заковшека рядом с законченным произведением (все — 1910). Тут же портрет Макса Оппенхаймера (1910), результат совместного «паясничанья», и элегантно сдержанный портрет Арнольда Шёнберга (1917).

Egon Schiele: Portraits / Alessandra Comini, ed., with Christian Bauer, Lori Felton, Jane Kallir, Diethard Leopold, Ernst Ploil and Renée Price. Neue Galerie New York and Prestel Verlag. 296 с. £40, €59, $65 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+