18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Стас Намин блеснул в Базеле «Победой над Солнцем»

Легендарную авангардистскую оперу Алексея Крученых, Казимира Малевича и Михаила Матюшина «Победа над Солнцем» показали в городском театре Базеля в день вернисажа ярмарки Art Basel 17 июня. Организаторы сделали вход на оперу бесплатным — в отличие, например, от также включенного в культурную программу ярмарки спектакля «Метопы Парфенона» модного режиссера Ромео Кастеллуччи. В роли рекламного агента футуристического сочинения выступил американский куратор и специалист по русскому авангарду Мэтью Дратт. Он неожиданно взобрался на стул в популярном у участников и гостей ярмарки ресторане по соседству с театром и, размахивая руками, произнес пламенную речь о том, почему всем нужно отправиться слушать русскую оперу. В результате большое фойе театра было сверхпереполнено, и директору Фонда Бейелера Сэму Келлеру пришлось, как и многим другим ВИПам, сесть прямо на пол.

Фонд стал организатором события не случайно: именно этот швейцарский частный музей осенью будет центром празднования 100-летия создания «Черного квадрата» Малевича и фактически возникновения русского авангарда. Фонд готовит к 4 октября большую выставку с участием российских музеев.

«Победа над Солнцем» не зря называется легендарной: так как сто с лишним лет назад, когда опера была написана, не было видео, никто толком не знает, как именно она должна быть поставлена. По словам Николаса Ильина, консультанта постановки, существует более десяти версий реконструкции спектакля. В Базеле показали вариант Стаса Намина и его театра. Часовое действо оказалось очень энергичным и местами даже агрессивным. Герои периодически наставляли на публику оружие, выползали на карачках в зал, неплохо пели. Да и костюмы были очень похожи на известные эскизы Малевича. Но достаточно было взглянуть на задник с изображением «Черного квадрата», покрытого кракелюрами, чтобы стало ясно: это артистичная, но стилизация (опера появилась раньше, чем сама картина, и именно в декорациях к ней впервые мелькнул «черный квадрат» как мотив, а сетка разрывов красочного слоя возникла еще позднее). Впрочем, сам Стас Намин настаивает на аутентичности своего спектакля, режиссером которого он называет себя и свой коллектив: «Мы работали в архиве Русского музея, изучали оригинальные эскизы и партитуры. Мне все равно, что там ставили другие, — для меня важен только оригинал». Он также рассказал, что эта опера входит в репертуар его театра, а для Базеля была сделана чуть более короткая версия.

Несмотря на то что западная публика вряд ли могла оценить изыски «заумного» русского языка Крученых, а слушать оперу довольно заметно мешал веселый гул от устроенного тут же в фойе бара с водкой, спектакль был встречен дружными овациями. Актеров вызывали несколько раз. И все повторяли, что в этом чувствуется «мощная энергия».

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+