18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Лопоухий Аполлон, вертящаяся кровать и 750 велосипедов на Art Basel

В эти дни в Базеле, куда ни плюнь, попадешь в галериста или коллекционера.

Во вьетнамском ресторане соседи по столику спрашивают, как будто стесняясь: «Вы, наверное, только современным искусством интересуетесь? А у нас в галерее не современное. Пикассо, кувшинки Моне. Приходите завтра. Стенд Хелли Нахмада». Конечно, как не прийти! До официального открытия ярмарки Art Basel для публики (в четверг) проходят бесчисленные превью для ВИП, и ВВИП, и ВВВИП — самых важных людей арт-мира.

Вчера вечером состоялся вернисаж уже традиционной выставки Art Unlimited, то есть самых масштабных и амбициозных работ. Эта выставка — часть ярмарки, у нее обычно нет куратора и какой-то особой идеи — галереи сами выбирают вещи, которые просто невозможно показать на стенде, но тем не менее можно приобрести. Но из-за того, что эти произведения большого формата во всех смыслах слова, статус у них, скорее, предмузейный — тут чаще заключают контракты на музейные выставки. Правда, на этот раз у выставки был куратор — Джанни Джетцер из вашингтонского Музея Хиршхорна. Он отобрал 74 проекта, созданных за последние 50 лет; хотя тут преобладают «свежие» вещи, встречаются и работы ветеранов: Янниса Кунеллиса, Эмилио Ведовы, Брюса Наумана, Дэна Флавина, Гилберта и Джорджа. Один из них, Гюнтер Юккер, создал из своих фирменных гвоздей на стене впечатляющий лозунг «Никогда не спорьте с полицейскими».

Первое, что видишь, пройдя за гигантские белые занавеси, закрывающие вход на выставку, — странную карусель — быстро вращающуюся огромную тарелку, на дне которой стоит кровать в натуральную величину, а на краю сидит молодой человек и невозмутимо читает книжку. Художник Юлиус фон Бисмарк апеллирует к Галилею и мыслит себя центром Вселенной (работа называется «Эгоцентричная система»). Рядом блестящая конструкция, напоминающая строительные леса. Знаменитый китаец Ай Вэйвэй не изменяет своей любимой теме — сплоченности масс: во внушительную пирамиду сложено 750 велосипедов самой популярной в Китае марки Forever (фактически это памятник одному из соотечественников художника, Ян Цзя, арестованному за нелегальный прокат велосипедов, чье дело имело огромный резонанс в Китае и в результате привело к смертной казни).

Вальяжных гостей вернисажа немножко и попугали жизненным перформансом: в одном из залов крушили музейные витрины (точно повторяющие витрины каирского музея, разграбленного в 2011 году) — так Каддер Аттиа мыслит себе «арабскую весну». Осколки стекла и камни — зрелище не из приятных. Поэтому многие предпочли воспользоваться предложением бразильцев из OPAVIVARÁ! и улеглись в развешанные художниками гамаки. Тут зона покоя и медитации, вокруг — цветущие деревья (цветы, правда, оказываются из полиэтиленовых пакетов, несущих смерть природе).

Сразу несколько залов-инсталляций наводят на банальные, но оттого не перестающие быть востребованными мысли о мусоре и способах его эстетизации. Инсталляция датчанина по имени Тал Р так и называется — «Мусорный человек», она представляет собой коллажи из всякой печатной продукции. Словак Роман Ондак представил целый зал со скульптурами, созданными из обшарпанной мебели, сломанных кресел, оторванных ручек — все это руками художника сложено в новые, не лишенные обаяния объекты. Таким образом он воссоздал бытовую атмосферу эпохи печатных машинок Remington — каждая из 50 скульптур включает в себя деталь машинки. Райан Макгинли позволяет зрителям заглянуть в мир своих эротических грез: комната «Годовой отчет» от пола до потолка оклеена фотографиями обнаженных моделей, которых художник снимал в своей студии, — надо сказать, это один из самых популярных экспонатов выставки. Якуб Юлиан Зиолковски действует в каком-то смысле еще жестче: в его выгородке работы художника-маргинала, живописующего женщин с восемью грудями, и мистические глаза, глядящие с небес. На такой «сюр» в других обстоятельствах искушенная базельская публика и не взглянула бы — но, раз профессиональный художник выбрал своего героя, смотрит как миленькая. Кстати, теме «художник в роли галериста» будет посвящен один из запланированных на ярмарке паблик-токов, то есть практика эта по-прежнему занимает художественные умы.

Наконец, невероятно смешную инсталляцию «Живая натура» на модную нынче тему рисовальных классов для всех желающих соорудил британский юморист Дэвид Шригли. В центре он поставил трехметрового силиконового «Аполлона» (вернее сказать, микеланджеловского Давида) с торчащими ушами и длинным утиным носом, отнюдь не атлетического телосложения, а вокруг расставил мольберты, предложив публике поупражняться в рисовании с натуры. Прелесть в том, что любой самый академический рисунок с такой натуры превращается в карикатуру.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+