Британские аристократы надеются поправить финансовое положение за счет коллекционеров старого искусства

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Картины Беллотто общей стоимостью более £23 млн покидают семейные коллекции, в которых находились более 200 лет

Бернардо Беллотто. «Венеция. Вид на Большой канал с юга от палаццо Фоскари». Коллекция семьи Говард
Бернардо Беллотто. «Венеция. Вид на Большой канал с юга от палаццо Фоскари». Коллекция семьи Говард

The Art Newspaper стало известно, что граф Дерби продает за £20,5 млн две картины Бернардо Беллотто, изображающие крепость Кёнигштайн в Германии. Сделку планируют заключить без лишнего шума через отдел частных продаж Christie’s. Тем временем семья Говард, потомки графа Карлайла, недавно объявила о намерении продать «Вид на Большой канал в Венеции» того же Беллотто, картина будет выставлена на торги старых мастеров Sotheby’s в Лондоне 8 июля (эстимейт £2,5–3,5 млн). Беллотто, племянник Каналетто, был любимцем британских меценатов голубых кровей.

Музей отпугивает цена

Парные картины графа Дерби — «Крепость Кёнигштайн, вид с юга» и «Крепость Кёнигштайн, вид с севера» — были созданы по заказу Фридриха Августа II Саксонского. На полотнах, законченных около 1757 года, изображен замок курфюрста в окрестностях Дрездена. В конце XVIII века произведения оказались в Англии, где их приобрел 12-й граф Дерби, умерший в 1834 году. С тех пор они хранились в Ноусли-Холле — фамильном поместье на северо-западе Англии, под Ливерпулем. В 2000 году обе работы некоторое время выставлялись в залах Christie’s в Лондоне и в Художественной галерее Уитворта в Манчестере. «Крепость Кёнигштайн, вид с юга» находилась на временном хранении в ливерпульской Художественной галерее Уокера с 1996 по 2011 год.

Справка

Давление среды: кто еще продал своих старых мастеров

Герцог Бедфорд в конце 2013 года продал по частному соглашению картину «Младенец Моисей попирает корону фараона» (1645–1646) Никола Пуссена неизвестному иностранному коллекционеру за £14 млн.

Виконтесса Хамблден продала картину «Средиземноморский порт на рассвете и погрузка святой Паулы на корабль перед отплытием в Иерусалим» (ок. 1650) Клода Лоррена на Christie’s за £5,1 млн в декабре 2013 года.

Барон Бертон продал «Портрет леди Фрэнсис Маршам» (1776) Джошуа Рейнолдса за £4,8 млн. Картину приобрел неизвестный покупатель на Christie’s в июле 2014 года.

Граф Розбери продал «Вид на Рим с Авентинского холма» (1836) Уильяма Тернера на Sotheby’s в декабре 2014 года. Картина ушла к анонимному покупателю за £30,3 млн.

Граф Уорик продал восемь картин на Sotheby’s в июле 2014 года на общую сумму £8,8 млн. Среди проданных им произведений был «Портрет Эдварда Уортли Монтегю» (1775) Джорджа Ромни, который за £4 млн приобрел лондонский дилер индийского и исламского искусства Саймон Рей для одного из своих клиентов.

Герцог Нортумберлендский выставил на торги Sotheby’s в июле 2014 года живопись и декоративно-прикладное искусство. Среди проданного — «Житие Девы Марии и других святых» (ок. 1300) Джованни да Римини за £5,7 млн. Вывоз иконы был отложен, и сейчас произведение пытается купить Национальная галерея в Лондоне.

Еще…

В Кёнигштайне Беллотто написал пять крупноформатных полотен. Одно из них сейчас хранится в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, а еще два — в Манчестерской художественной галерее. Представительница галереи говорит, что институция не планирует приобретать пару Дерби, «прежде всего из-за крайне высокой предварительной оценки». Так как эти произведения были освобождены от налога на наследство, сейчас они доступны для британской государственной коллекции по сниженной цене, однако, по-видимому, ни одному музею Великобритании не удастся собрать необходимую сумму. При этом, насколько известно The Art Newspaper, в покупке пары может быть заинтересован один частный американский коллекционер. Эдвард Стэнли, 19-й граф Дерби, отказался комментировать свое решение продать эти работы.

Третья картина Беллотто — «Венеция. Вид на Большой канал с юга от палаццо Фоскари» (1738–1739), привезенная из Венеции в 1739 году четвертым графом Карлайлом, — всегда хранилась в Касл-Ховарде, фамильном имении Говардов в Северном Йоркшире (известном как место съемок телесериала 1981 года «Возвращение в Брайдсхед»). Произведение принадлежит попечителям Касл-Ховарда во главе с Ваймоном Говардом и его старшим братом Николасом. По словам Саймона, эта продажа «станет важным вкладом в будущее имения и его коллекций в долгосрочной перспективе». Вместе с картиной Беллотто управляющие семейной собственностью Говардов продают еще восемь произведений искусства, среди которых «Портрет Генриха VIII» (1542) из мастерской Ганса Гольбейна (эстимейт £800 тыс. — £1,2 млн). За них планируется выручить около £10 млн.

Сделки с картинами Беллотто продолжают целый ряд недавних продаж произведений старых мастеров, осуществляемых британскими аристократами, чьи семьи приобретали их в XVIII веке. В большинстве случаев наследники говорят, что продают картины, многие из которых находятся в собственности попечителей, с целью восстановить фамильные дома и инвестировать в будущее своих владений.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+