18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В Москве прошел форум современного искусства

По инициативе ярмарки Cosmoscow, которая в этом году пройдет в Гостином Дворе с 11 по 13 сентября, эксперты впервые так подробно обсудили проблемы коллекционирования и рынка современного русского искусства.

Cosmoscow — сейчас единственная в Москве ярмарка современного искусства, и она живо заинтересована в его развитии и продвижении. Организованный ярмаркой форум объединил отечественных и международных экспертов, которые обсудили три важнейшие темы: рынок современного искусства, коллекционирование и роль некоммерческих фондов и отдельных филантропов.

В целом мнения участников распались на пессимистические и оптимистические (важность самих поставленных проблем не обсуждалась — в зале собрались только профессионалы). Печально смотрит на состояние нынешнего рынка российского искусства галерист Екатерина Ираги: московская Galerie Iragui выживает только за счет экспатов, а русские коллекционеры активности не проявляют, потому что «не гордятся национальным современным искусством». «И мне кажется, что в моей жизни изменений не произойдет», — закончила она свою речь. Напротив, очень оптимистично настроена содиректор ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина, которая, хоть и согласилась с тем, что все занимающиеся современным искусством в России «работают не за деньги, а за идею», не опечалена этим. Взвешенную позицию продемонстрировала Инна Баженова, издатель The Art Newspaper Russia и владелец международной сети газеты. «Не соглашусь, что ничего не изменить, — сказала она. — У нас цивилизованная страна. Кроме ярмарок и галерей, у нас присутствует качественное художественное образование и институты искусствознания, активные некоммерческие фонды и государственные центры современного искусства, новые музейные проекты, нацеленные на современное искусство. Просто нужно время, чтобы сформировались традиции. И еще господдержка — причем я считаю, что диалог с властью возможен и уже идет».

Является ли это утешением или нет, но в своих проблемах взаимоотношений современного искусства, денег и власти Россия не одинока — об этом заявила Зейн Масуд, экс-замдиректора ярмарки Art Dubai, ныне директор India Art Fair. Однако ее прогноз вполне благоприятный. Нечто общее между менталитетом коллекционеров в России и странах Персидского залива видит и Ольга Нефедова, директор-основатель Музея ориентализма в Дохе (Катар). «В Азии очень много коллекционеров, которые не хотят публиковать и показывать свои коллекции», — рассказала она. «Коллекционеры в России очень закрытые», — подтвердила Ольга Ващилина, куратор частных собраний. У корпоративных собраний функции совсем другие, подчеркнула корпоративный куратор собрания Газпромбанка, посвященного исключительно современному русскому искусству, Марина Ситнина: это коллекции публичные, которые не только покупают искусство, но и поддерживают художников, продюсируя новые работы.

Форум длился целый день и завершился на оптимистической ноте: было объявлено, что очередная (третья) Cosmoscow пройдет в Гостином Дворе с 11 по 13 сентября, а ее новым стратегическим партнером стал швейцарский банк Credit Suisse, который обеспечит ярмарке финансовую поддержку.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+