Мобильные прогулки по Третьяковке и окрестностям

C начала лета любой желающий может посетить Третьяковскую галерею с помощью смартфона и платформы izi.TRAVEL.

Новый проект музея «Третьяковская галерея за три часа» позволит совершить виртуальную экскурсию не только по основному зданию в Лаврушинском переулке, где собраны главные шедевры музея, но и по экспозиции русского авангарда в здании на Крымском Валу.

Приложение состоит из трех частей и включает в себя четыре маршрута: два по зданиям музеям, два прогулочных — они познакомят пользователей с историей районов Замоскворечье и Якиманка. Также на сайте izi.TRAVEL уже есть ряд маршрутов «Прогулки по Москве». С их помощью можно побывать в местах, связанных с жизнью Казимира Малевича и Александра Головина.

Руководитель проекта Татьяна Николаева, заведующая сектором мультимедиа и интернет-проектов Государственной Третьяковской галереи, рассказала TANR, что музей сотрудничает с командой izi.TRAVEL уже более года. Первоначально эта платформа заинтересовала музей как площадка для размещения экскурсионных аудиогидов по городу.

Николаева объясняет, что «„Третьяковская галерея за три часа“ — хорошая возможность рассказать о русском искусстве, выйдя за пределы музейных залов». «Так появилась наша первая прогулка по Москве, подготовленная в дни работы выставки, посвященной творчеству художника Александра Головина. В мае нынешнего года мы добавили прогулку по местам Казимира Малевича, приуроченную к 100-летию „Черного квадрата“, — рассказывает она. — А идея создания навигационного мобильного приложения, которое помогло бы нам связать между собой два основных здания музея, появилась еще раньше. Однако осуществилась она именно сейчас и именно благодаря платформе izi.TRAVEL. Идея, правда, за это время несколько изменилась: мы решили не только помочь пользователям легко и с интересной историей добраться из Лаврушинского переулка до нашего здания на Крымском Валу, но и совершить увлекательную экскурсию по основной экспозиции».

Искусствовед Третьяковской галереи Маргарита Чижмак, отвечающая в новом приложении за освещение искусства конца XIX — начала ХХ века, добавляет: «В своих „разговорах со зрителем“ я касалась анфилады залов, где помещены произведения Василия Перова, Алексея Саврасова, Ивана Айвазовского, Ивана Крамского, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Исаака Левитана, Михаила Врубеля и мастеров объединения „Союз русских художников“ — живописцев, чье творчество олицетворяет золотой век отечественной живописи. Этот период русского искусства совпал и с собирательской деятельностью Павла Михайловича Третьякова, основателя нашего музея. Так что коллекция произведений искусства этого времени по праву считается сердцем музея, частью жизни дома Третьяковых, его домашней обстановки». Сегодня незыблемые нравственные величины прошлого, русской классики XIX века, отмечает искусствовед, обесцениваются, смысл многих явлений и картин ускользает от понимания современного зрителя, «не давая ответа, в чем „хрестоматийность“ полотна, почему вдруг то или иное произведение становится той пресловутой „классикой“, неким „мерилом“». Поэтому, собственно, и возникает необходимость в развернутом и взвешенном, лишенном наукообразия комментарии.

Над другими частями виртуальных прогулок по Третьяковке работали Светлана УсачеваXVIII век»), Елена ГерасимоваИскусство авангарда»), Анна ОсиповаПрогулки по набережной», все аннотации и связки), Мария Мороз Прогулка по Якиманке»), фотограф Евгений Алексеев, редактор Анна Осипова (публикация всех материалов тура и загрузка их в приложение), а также сотрудник Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Александр Можаев, выступивший консультантом по прогулочным турам.

Команда компании izi.TRAVEL работала с музеем безвозмездно. Впрочем, как и с любыми другими пользователями. Представитель компании Егор Яковлев объяснил TANR, что платформа izi.TRAVEL — это «бесплатный способ создания музейных и уличных аудиогидов». Представитель любого музея или туристической организации, частный гид или просто путешественник, желающий рассказать о чем-то интересном, может загрузить свои истории на сайт izi.TRAVEL и сделать их доступными для всего мира. По его словам, izi.TRAVEL ставит перед собой цель — собрать все истории мира в одном приложении. Мобильное приложение izi.TRAVEL существует для всех мобильных платформ (iOS, Android, WindowPhone, GoogleGlass) и имеет два основных режима: музейный — для рассказа об экспонатах внутри помещений, и уличный — для прогулок по городу. Именно эта возможность — объединить в одном приложении городские и музейные экскурсии — подтолкнула к идее создания проекта «Третьяковская галерея за три часа».

Итак, загрузив мобильное приложение, посетители знакомятся с шедеврами классического искусства, после чего совершают виртуальную пешеходную прогулку по двум маршрутам на выбор (по набережной или по Якиманке) и продолжают экскурсию по залам музея уже в здании на Крымском Валу, где слушают рассказ о коллекции русского авангарда.

«Все тексты для этого проекта были написаны специально, вы их не услышите больше нигде, — говорит Татьяна Николаева. — Это абсолютно уникальный рассказ, рассчитанный на использование мобильных устройств, на прослушивание на ходу, что в наше активное время особенно актуально. Каждый отрывок этой мобильной экскурсии четко выверен, перед авторами текстов стояла непростая задача — кратко, но при этом не сухо, а увлекательно и эмоционально изложить основную информацию, которая была бы одинаково интересна как школьникам, так и большим ценителям и знатокам искусства. Мы очень старались не перенасытить посетителя обилием информации, главная наша цель — всего за три часа увидеть все самое интересное, что есть в Третьяковской галерее, при этом с ясной головой и прекрасными эмоциями ее покинуть, дабы вернуться вновь и посмотреть внимательнее в следующий раз уже только то, что особенно заинтересовало».

«Сочиняя тексты для озвучки, я столкнулась с рядом требований к самой себе прежде всего, — объясняет задачи, стоявшие перед ней как одним из авторов приложения, Маргарита Чижмак, — ведь усваивать информацию на слух большинству сложно. И я не исключение. Даты и фамилии просто не воспринимаются в устной речи. В виртуальной беседе с посетителем хотелось большей атмосферности, непринужденности, эмоций и слов, что сразу попадают в сердце, врезаются в память… Надеюсь, нам это удалось. Хотелось не только заинтересовать зрителя, влюбить в искусство, но и попытаться донести до него смысл, духовную составляющую русского искусства, его почву, национальные особенности».

До начала этого лета посетителю Третьяковки, желавшему пройтись по залам музея и получить не только эстетическое впечатление от произведений искусства, предлагалось воспользоваться услугами экскурсоводов, индивидуальных и работающих с группами, или же взять напрокат аудиогид. Новый проект, разработанный в Третьяковской галерее, сочетает преимущества обеих возможностей. Это своего рода иллюзия живого собеседника, сопровождающего посетителя по залам галереи, в то же время дающая право прервать его на время, сфотографировать понравившийся экспонат, сделать «селфи», ответить на звонок или в СМС поделиться впечатлениями с друзьями. Современный человек практически не выпускает телефона из рук, а мобильное приложение будет всегда с ним и даст возможность вернуться к экскурсии по музею в любой момент, даже вдали от его залов, вспомнить понравившуюся картину или, заинтересовавшись конкретным произведением, изучить творческое наследие автора, его создавшего, более основательно.

Маргарита Чижмак уверена, что «этот продукт в полной мере отвечает требованиям современной публики своим удобством и доступностью. Мы рады, что Третьяковская галерея, главный музей отечественного искусства, осваивает все новые и новые жанры общения со зрителем, избирая для него максимально комфортные средства получения информации и приятного времяпрепровождения».

Полноформатное же «фирменное» мобильное приложение от Третьяковской галереи обещают презентовать уже через месяц.

Приложение «Третьяковская галерея за три часа» можно скачать здесь

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+