Образ зеркала и его отражение в древнеримском искусстве

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Нравственные и мистические символы античного мира

Один из самых сильных образов древнего искусства — фигура поверженного воина на Александровой мозаике (ок. 100 до н.э.). В этом виртуозном произведении из Помпеев изображена битва между победоносным Александром Македонским и персидским царем Дарием III. Однако на втором плане мы обнаруживаем поверженного воина, лежащего под копытами коней и наблюдающего собственную смерть, глядя на отражение в сверкающем щите. Щит перекликается с другими частями мозаики, и его «полуслучайная полупрозрачность», как называет ее Рейбан Тейлор в книге The Moral Mirror of Roman ArtНравственное зеркало древнеримского искусства»), играет роль программного введения в исследование зеркал и отражений. Она демонстрирует принцип, очевидность которого становится понятной благодаря повторениям: в образной системе римского искусства отражения не бывают случайными или второстепенными.

В современной культуре отражения обладают значением ясного видения. В древности они столь же часто ассоциировались с неясностью. Наиболее известное подтверждение этого — слова апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно...» В результате зеркала и отражения получили нравственное и мистическое значение. Римские художники обыгрывали образ поверхности зеркала или отражающего водоема.

Примером служит миф о том, как Афина изобрела флейту, представленный на мозаиках и резных саркофагах. Играя на только что изобретенном музыкальном инструменте, богиня посмотрела на свое отражение в реке. Увидев, как во время игры раздуваются ее щеки, она с отвращением отбросила флейту. Иной раз сцена эта передана буквально: богиня смотрит на свое отражение в реке. Однако на других вода изображена символически в виде стоящего рядом с ней бога реки. Персонифицированная река «отражает» Афину, глядя в ее потрясенное лицо. Такое буквальное представление о действии отражения вызывает в памяти волшебное зеркало из сказки о Белоснежке.

The Moral Mirror of Roman Art  выходит за рамки истории искусства. Используя литературные и археологические источники, автор исследует мифы, проблемы гендера и маскулинности, культовые практики и древнюю оптическую науку. 

Rabun Taylor. The Moral Mirror of Roman Art. Cambridge University Press. 285 с. £20,99, $34,99 (мягкая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+