18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Война Кукрыниксов

Напротив Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в галерее Мамонтовых — однофамильцев знаменитого мецената и коллекционера Саввы Мамонтова — открылась выставка «Художники Кукрыниксы — солдаты Великой войны. Окна ТАСС. Политическая карикатура».

Несмотря на то что коллекция галереи в основном состоит из произведений Серебряного века, она также обладает значительным собранием работ легендарного объединения художников, мастеров карикатуры и политической сатиры, известных под псевдонимом Кукрыниксы: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Их работы из коллекции Мамонтовых неоднократно выставлялись как в России, так и за рубежом. Нынешняя же выставка, по словам куратора Александры Салиенко, отличается от предыдущих подбором произведений: сейчас в галерее представлены только вещи военных лет — раньше же, в Царицыне и в Вене, показывалось творчество Кукрыниксов в целом. «В принципе, все, что Кукрыниксы сделали в военные годы, — это лучшее, что они сделали вообще, если уж говорить честно. Они и сами так считали и говорили о том, что если бы мы не сделали ничего ни до, ни после, то достаточно было бы того, что мы сделали в годы войны», — комментирует Александра Салиенко.

Выставка приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и то, что она открылась позже, чем основная масса экспозиций на военную тематику, идет ей на пользу: она не потерялась на фоне масштабных музейных проектов. В небольшой галерее разместилось около сотни политических карикатур, карандашных шаржей на Риббентропа, Гесса и других участников Нюрнбергского процесса, на котором Кукрыниксы присутствовали и работали. Также можно увидеть оригиналы «Окон ТАСС» — агитационных плакатов, нередко сочетавших в себе сатирическое изображение врага и едкие стихотворные комментарии. Многие работы с выставки сопровождаются стихотворениями Самуила Маршака, с которым они много и плодотворно сотрудничали. Присутствуют на выставке и зарисовки, сделанные в послевоенных Берлине и Нюрнберге, где запечатлено постепенное возвращение к мирной жизни, а также малоизвестные широкой публике масляные этюды руин разрушенных войной европейских городов.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
3
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+