18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Книжная премудрость

Каков идеал Юрия Герчука в искусстве книги? Что он отмечает не как историк искусства, но как арт-критик?

«Искусство печатной книги в России XVIXXI веков» оказалась последней книгой, написанной Юрием Герчуком: когда издание готовилось к печати, известный отечественный исследователь книги и графики скончался.

В библиографии Юрия Герчука множество публикаций по искусству книги и графики, но рецензируемый труд в этом ряду стал обобщающим, он основан на тех же положениях, что были выдвинуты в его «Художественной структуре книги», многие годы сохраняющей свое значение. Теперь рядом с хрестоматийным учебным пособием, впервые увидевшим свет в 1984 году (и недавно переизданным), встанет книга, которую выпустило петербургское издательство «Коло».

Поскольку издание посвящено искусству книги, начнем с макета и внешнего вида. Это 500 страниц формата in octavo, он же «большая октава». На суперобложке — орнамент, больше подходящий для форзацной бумаги. Название на переплете и крышке выполнено конгревом (правда, на лицевой стороне книги штамп мог бы быть немного крупнее).

Внутри — журнальная верстка в две колонки. Гарнитура «бажановская» разработана в середине 1950-х годов, и все указывает на то, что книга равняется на академические издания послевоенного времени. Если положить рядом, скажем, «Древнерусскую книжную гравюру» Алексея Сидорова 1951 года издания, то впечатление усилится. Можно представить, что эта книга выполнена высокой печатью, создающей, в отличие от офсета, объемность и тактильность страниц, — но это давным-давно из области несбыточных пожеланий.

Здесь по 200 штриховых черно-белых иллюстраций в каждой главе и более 115 цветных на вклейках. На каждую главу приходится по несколько цветных вкладок, а внутри текста все иллюстрации сделаны монохромными и положены на плашку цвета топленого молока.

Перед издателями стояла задача вместить в обозримый объем очень большой текст с иллюстрациями, так что был выбран предельно малый кегль, но благодаря макету, который выглядит продуманным и стройным, это совсем не усложняет чтение.

Набор разбивается иллюстрациями крупного формата на всю полосу или же на полполосы, что для однообразного макета не выглядит особенно гармоничным. Порядок следования внутритекстовых иллюстраций привязан к содержанию, но данные в скобках курсивом номера картинок с трудом отыскиваются в тексте.

Все работает на то, чтобы воспринимать эту книгу не как альбом, а как серьезное научное издание, — таким было и пожелание автора. После его смерти иллюстративный ряд остался в компетенции издательства, которое с честью справилось со сложной задачей.

В конце XX века «художественность» книги все больше становится заслугой художника-иллюстратора, а с распространением электронного чтения остается всего несколько областей книжной культуры, прежде всего иллюстрированные издания: детские книги, издания по искусству и роскошные подарочные тома.

На этих страницах охвачена вся история русской иллюстрированной книги с середины XVI по начало XXI века, более 450 лет, поэтому издание можно использовать как учебник. Не забывая об этой функции, Юрий Герчук при каждом повороте событий уделяет не меньше абзаца общеисторическим сведениям.

При этом с точки зрения методологии перед нами текст, сфокусированный исключительно на вопросах искусства, социальной или политической проблематики автор касается лишь изредка. Основанное на исторической логике повествование очень четко разбито на три части, главы внутри них и разделы внутри каждой главы.

Автор не подразумевает сквозного последовательного чтения, но провоцирует именно такой подход к тексту. Например, различные художники и стили на протяжении одного XX века переходят из главы в главу. Чем дальше, тем искусство книги становится все более разветвленным, так что приходится учитывать всю книжную типологию, начинать с популярных шрифтовых гарнитур и заканчивать собственно иллюстрацией как взрослых, так и детских изданий. Тут Юрий Герчук старается высвечивать редкие книги, доставая их со второго ряда своей книжной полки.

История искусства, одного из его видов, по определению должна быть свободна от критической пристрастности, но это требование не распространяется на автора многих искусствоведческих трудов разных жанров. Конечно, невозможно уделить равное внимание всем заслуживающим того книгам, поэтому, скажем, историю русской футуристической книги лучше изучать по монографии Евгения Ковтуна: в главе из третьей части книги Герчуку сложно за общими стилевыми формулировками скрыть чуждость для себя подобной эстетики. Все формальные находки авторов 1910-х годов в тексте и иллюстрации остаются для исследователя «экзотами», а ведь про издания круга «Мира искусства» тех же лет он пишет с несравненно большей заинтересованностью и теплотой. И к конструктивистской книге Эль Лисицкого автор тоже заходит через детскую... Недаром в последней главе, написанной совместно с дочерью и посвященной изданиям и тенденциям наших дней, он признает жанр «книги художника», но отказывает в праве называться книгой различным бук-объектам.

Каков же идеал Юрия Герчука в искусстве книги, что он отмечает не как историк искусства, а как художественный критик, какие признаки выделяет особенно? Структурная четкость, ясность, внятность, обилие на странице «воздуха» — в общем, все то, что можно определить как читаемость, и здесь полностью совпадают установки автора и читателя.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+