18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древний Радонеж теряет гектары

В ближайшее время территория достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков» может сократиться на 2 га. Министерство культуры России, несмотря на протесты общественности и отрицательную экспертизу научно-методического совета по культурному наследию при ведомстве и Общественной палаты РФ (в 2013 году), приняло проект постановления о сокращении территории Древнего Радонежа.

На днях пресс-служба министерства сообщила, что «научно-проектная документация получила положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и, кроме того, была одобрена членами научно-методического совета при Минкультуры России».

В марте прошлого года Министерство культуры РФ передало в правительство проект достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков». Оно было внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, а Министерство культуры Московской области утвердило его границы. Параллельно на территории Радонежа действуют охранные зоны, установленные в 1986 году. Тогда решением Мособлисполкома было принято постановление о заповедном статусе 8 тыс. га вокруг Радонежа. На них распространяется режим, запрещающий застройку, допускается лишь сельскохозяйственное использование. В 1976–1985 годах в окрестностях Радонежа учеными было найдено 290 памятников археологии, истории и архитектуры, значительная их часть связана, естественно, с именем Преподобного Сергия Радонежского. На основе этих исследований и был разработан проект зон охраны.

Массовые нарушения режима охраны Радонежа начались еще в 2007 году. В период до 2012 года муниципальными властями Сергиево-Посадского района было разрешено строительство на 11 земельных участках общей площадью около 300 га. В 2011 году патриарх Кирилл описал сложившуюся ситуацию президенту. Один из лучших по сохранности, природный ландшафт долины реки Вори, где Михаил Нестеров писал картину «Видение отроку Варфоломею», был уже частично застроен коттеджным поселком «Радонежские просторы».

Тогда Дмитрий Медведев потребовал разобраться со сделками с землей, которые приводили к нарушению облика памятника истории. Еще через год в ситуацию вмешался президент Владимир Путин. Через два года Следственный комитет возбудил уголовное дело против первого заместителя главы Сергиево-Посадского района Сергея Тостановского. Его обвинили в том, что он своим решением отдал под застройку охраняемый участок Древнего Радонежа. Дело уже направлено в суд.

Одновременно шли суды собственников домов, возведенных в заповедных местах. Они пытались оспорить постановление 1986 года, устанавливающее охранные зоны Радонежа. На данный момент 6 из 11 судов уже проиграны, а Верховный суд признал постановление действующим.

Ситуация с Радонежем напоминает историю с застройкой на Бородинском поле в 2008 году. Тогда врио главы администрации Бородинского сельского поселения Майя Склюева с помощью мошеннических схем продала несколько участков на территории Бородинского музея-заповедника. В мае этого года Следственный комитет РФ сообщил о вынесении еще одного приговора в отношении нее. Майя Склюева признана виновной «в совершении мошеннических действий», которые нанесли ущерб бюджету Можайского муниципального района в размере 1,7 млн руб. Суд приговорил ее к штрафу в 500 тыс. руб. и шести годам и трем месяцам лишения свободы.

Ситуацию в Сергиево-Посадском районе отличает от истории с Бородинским музеем-заповедником то, что на заповедной территории построены уже сотни коттеджей. В результате были уничтожены десятки археологических памятников. Для того чтобы добиться сноса незаконных строений в Бородине, Министерству культуры России пришлось потратить два года на борьбу в судах. Сколько времени займут новые тяжбы и сколько собственников теперь пострадают от мошеннических действий чиновников, трудно представить.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+