Древний Радонеж теряет гектары

В ближайшее время территория достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков» может сократиться на 2 га. Министерство культуры России, несмотря на протесты общественности и отрицательную экспертизу научно-методического совета по культурному наследию при ведомстве и Общественной палаты РФ (в 2013 году), приняло проект постановления о сокращении территории Древнего Радонежа.

На днях пресс-служба министерства сообщила, что «научно-проектная документация получила положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и, кроме того, была одобрена членами научно-методического совета при Минкультуры России».

В марте прошлого года Министерство культуры РФ передало в правительство проект достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков». Оно было внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, а Министерство культуры Московской области утвердило его границы. Параллельно на территории Радонежа действуют охранные зоны, установленные в 1986 году. Тогда решением Мособлисполкома было принято постановление о заповедном статусе 8 тыс. га вокруг Радонежа. На них распространяется режим, запрещающий застройку, допускается лишь сельскохозяйственное использование. В 1976–1985 годах в окрестностях Радонежа учеными было найдено 290 памятников археологии, истории и архитектуры, значительная их часть связана, естественно, с именем Преподобного Сергия Радонежского. На основе этих исследований и был разработан проект зон охраны.

Массовые нарушения режима охраны Радонежа начались еще в 2007 году. В период до 2012 года муниципальными властями Сергиево-Посадского района было разрешено строительство на 11 земельных участках общей площадью около 300 га. В 2011 году патриарх Кирилл описал сложившуюся ситуацию президенту. Один из лучших по сохранности, природный ландшафт долины реки Вори, где Михаил Нестеров писал картину «Видение отроку Варфоломею», был уже частично застроен коттеджным поселком «Радонежские просторы».

Тогда Дмитрий Медведев потребовал разобраться со сделками с землей, которые приводили к нарушению облика памятника истории. Еще через год в ситуацию вмешался президент Владимир Путин. Через два года Следственный комитет возбудил уголовное дело против первого заместителя главы Сергиево-Посадского района Сергея Тостановского. Его обвинили в том, что он своим решением отдал под застройку охраняемый участок Древнего Радонежа. Дело уже направлено в суд.

Одновременно шли суды собственников домов, возведенных в заповедных местах. Они пытались оспорить постановление 1986 года, устанавливающее охранные зоны Радонежа. На данный момент 6 из 11 судов уже проиграны, а Верховный суд признал постановление действующим.

Ситуация с Радонежем напоминает историю с застройкой на Бородинском поле в 2008 году. Тогда врио главы администрации Бородинского сельского поселения Майя Склюева с помощью мошеннических схем продала несколько участков на территории Бородинского музея-заповедника. В мае этого года Следственный комитет РФ сообщил о вынесении еще одного приговора в отношении нее. Майя Склюева признана виновной «в совершении мошеннических действий», которые нанесли ущерб бюджету Можайского муниципального района в размере 1,7 млн руб. Суд приговорил ее к штрафу в 500 тыс. руб. и шести годам и трем месяцам лишения свободы.

Ситуацию в Сергиево-Посадском районе отличает от истории с Бородинским музеем-заповедником то, что на заповедной территории построены уже сотни коттеджей. В результате были уничтожены десятки археологических памятников. Для того чтобы добиться сноса незаконных строений в Бородине, Министерству культуры России пришлось потратить два года на борьбу в судах. Сколько времени займут новые тяжбы и сколько собственников теперь пострадают от мошеннических действий чиновников, трудно представить.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+